Сейчас Виктор мастерит токарный станок, вырезает узорные деревянные формы, с помощью которых можно делать оттиски на ткани - носовых платках, скатертях, кухонных передниках. Применив акриловые краски, можно наносить белорусский орнамент, символику или логотипы, к примеру, на одежду или полотенца.
- Время сейчас другое, возможности иные, а принцип, лежащий в основе разработок, - прежний. Печатный станок, к примеру, - прототип современного принтера или сканера. Кожаная калита, в которой раньше носили спички и кремень, стала мужской барсеткой. Раньше мастера своего дела отлично умели, например, плести лапти или вырезать ложки, были чудаки, «приколисты», способные блоху подковать. И теперь такие есть: на их фантазии и изобретательности мир держится, - высказывает свою точку зрения Виктор Болеславович.
Oпытным путем
Не сказать, что эта тяга к прекрасному появилась у него на пустом месте. Ещё в 7-м классе Витя простым химическим карандашом, как умел, рисовал… денежные купюры разного достоинства. А прочитав «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, попробовал в домашних условиях наладить выпуск… копеек. Нагревал железо над конфоркой газовой плиты и рассчитывал, когда оно расплавится, залить в формы и получить монеты.
- Но температуры газовой плиты оказалось недостаточно: начинающий «фальшивомонетчик» так и не стал профессионалом, - смеётся собеседник.
Было у парня и желание побывать в роли Икара. Дельтаплан, который задумали смастерить с другом, над Браславом так и не взлетел: не оказалось необходимого материала, а чем его заменить, подростки не знали.
Идти к мечте
Вернувшись в 1982 году с Севера, Виктор работал художником-оформителем на Браславской автобазе и «ради бумажки» заочно учился в Московском народном университете искусств. Любовь внесла коррективы в его жизнь. Будущая жена Светлана была родом из Глубокого и «перетянула» на свою родину мужа. Вот уже двадцать семь лет Виктор - глубочанин.
Приехав в Глубокое, он 15 лет работал художником-оформителем на молочно-консервном комбинате. Он хотел иметь свою изостудию, но стереотип «надо ходить на работу», который крепко сидел в сознании родных, свободно заниматься творчеством ему не позволил.
- В 2005 году я пришёл в Дом ремёсел, хотя вообще не представлял, что буду там делать, - рассказывает Виктор Болеславович. - Думал: поработаю год, а там видно будет. Но, как ни странно, постоянным оказывается то, что мы собираемся делать временно. Начинал руководителем кружка декоративной резьбы и росписи по дереву, теперь я - методист этого профиля. За девять лет организовал четыре персональные выставки: одну - в Браславе, три - в Глубоком.
Но я не резчик по дереву, я художник в душе. Иногда пишу с закрытыми глазами картины «по следам своих ощущений», делаю сувениры из природного материала и, как в детстве, изобретаю, - говорит мастер. - После того как побывал на фестивалях средневековой культуры, стал слушать музыку групп «Стары Ольса» и «Викинги», поучаствовал в праздниках ремёсел в Браславе, ощутил в душе какой-то перелом: захотелось вернуться к истокам и заняться возрождением белорусских ремёсел и традиций.
Виктор вырезает из дерева посуду и детские игрушки. Ко Дню белорусской письменности в 2012 году создал печатный станок и на празднике побывал в роли глубокского Скорины. К 600-летию города смастерил деревянный велосипед с колёсами от старых коловратов. Он легко становится на самодельные ходули и смело идёт по коридору Дома ремёсел: своё изобретение на себе первом и опробует.
Такой человек, окажись он хоть на Северном полюсе, хоть в пустыне или в тайге, - нигде не пропадёт. Пара минут - и методом трения с помощью собственного приспособления Виктор разожжет огонь, и средство передвижения соорудит, если понадобится, из подручных материалов, и на ходу ложку вырежет. В общем, он уникальный человек, который до сих пор ищет себя и в процессе этого поиска удивляет и радует окружающих.
Галина СУТУЛА
Охотник за Элладой. Как Генрих Шлиман открыл Трою и «раскрутил» археологию
Так ли необходима полная уединенность?
Юрий Поляков: Смотрим в книгу - видим фигу?
Как превратить лист бумаги в оригинальные фигуры. Мастер-класс от «АиФ» (ВИДЕО)
Ученые нашли под «Джокондой» еще один портрет
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть