Туристическая отрасль — одна из наиболее пострадавших от коронавируса. Из-за пандемии закрыты границы, простаивают гостиницы, авиакомпании сокращают персонал. По оценке Всемирного совета по путешествиям и туризму, потери туристической сферы составляют 2 триллиона долларов.
Очевидно, что к окончанию пандемии доживут не все участники туристического рынка, а объем путешествий по миру нескоро вернется к докризисным временам. Как это повлияет на стоимость авиабилетов, путевок и отелей? Вместе с экспертами разбирался «АиФ».
«Дикари» в палатках
Восстановление туристической сферы будет стремительным, считает кандидат экономических наук Валерия Минчичова. Так было после Первой мировой войны, когда военные и перемещенные граждане увидели другие страны и рассказали об этом опыте своим родным и друзьям. Великая депрессия в США 1930-х гг. также стимулировала развитие дешевых видов туризма, например кемпингов.
Из недавних примеров: после кризиса 2008-2009 гг. появился ряд сервисов краткосрочной аренды недвижимости для туристов и совместных путешествий на машинах.
Сначала восстановится внутренний туризм, считают эксперты. Во-первых, не во всех государствах эпидемиологическая обстановка наладится одновременно, а значит, границы с этими странами будут закрыты. Во-вторых, из-за кризиса доходы снизились — кто-то больше не потянет поездки за границу.
«Главным образом это будет вновь “дешевый” туризм в кемпингах, “дикарями”, в походах с палатками», — полагает Минчичова.
По словам генерального директора Фонда развития малых исторических городов РФ Юрия Щеголькова, многие популярные страны, такие как Италия, Испания, Франция, будут закрыты как минимум до конца года. «Пока можно констатировать, что наиболее вероятная перспектива для туристов стран СНГ — это короткие экскурсионные выезды из городов».
Авиабилеты на взлете
Как говорит генеральный директор компании по продвижению в сфере туризма Алексей Новик, стоимость авиабилетов будет зависеть от ряда факторов. «Те же ограничения, которые, скорее всего, будут введены после разрешения перелетов. Чтобы сохранить дистанцию между пассажирами, авиакомпании будут вынуждены заполнять борта наполовину. Они будут недополучать огромное количество денег. Неизвестно, какие проверки и дезинфекционные нормы будут введены в каждой стране для пребывающего борта. В любом случае оплачивать это будет авиакомпания. А значит, стоит ждать повышения цен на билеты», — прогнозирует эксперт.
В свою очередь Валерия Минчичова отмечает, что, если бы ограничения были краткосрочными, стоимость билетов упала бы, поскольку вступили бы в ход инструменты подогрева спроса: промоакции, возврат денег за невозвратные билеты. Но из-за длительного простоя и убыточности содержания авиапарков перелеты подорожают. «Даже с государственной поддержкой туриндустрии рост цен неизбежен. Образовавшиеся убытки необходимо компенсировать. Считаю, что рост цен будет как минимум в полтора раза», — подчеркивает она.
Путешествовать будут только богатые?
Туризм станет все более индивидуальным, прогнозируют эксперты. А это всегда дороже. Плюс, по словам Минчичовой, из-за снижения покупательской способности и небольшого количества путешественников гигантские чартеры могут уйти в прошлое.
Как говорит преподаватель института бизнеса Университета «Синергия» Светлана Кукушкина, из-за коронавируса тяжелые времена настали для отельного бизнеса: основная часть гостиниц не сможет работать в убыток, и это приведет к росту цен.
«И тут вопрос в том, насколько вырастут цены. Если увеличится на 15-20% — это одно, а вот увеличение на 50% повлечет падение туристического рынка. А этого не хочет, пожалуй, ни одна страна. <...>
Оптимистичнее ситуация в пакетных турах: там, где перелет обеспечивается регулярными авиакомпаниями, велика вероятность удержать цены на доступном уровне, с несущественным удорожанием. Таким образом, для тех, кто предпочитал «пакетные» туры, изменения не будут масштабны.
Но ведь есть еще и чартеры. Их загрузка полностью зависит от активности туроператоров и количества туристов. Нельзя быть уверенными, что полный объем чартерных рейсов будет восстановлен после пандемии. Это большие риски, и вряд ли туроператоры будут к этому готовы. А это уже существенно повысит общую стоимость «пакета», в состав которого входит чартер», — рассуждает Кукушкина.
Между тем, по мнению Минчичовой, высокими цены на путешествия будут недолго. Через полгода после открытия границ стоимость отдыха может снизиться. Особенно в тех странах, где туризм является ключевым источником бюджетных доходов.
«Это, например, Мальта, Хорватия, Андорра, Таиланд, Египет, Тунис. И в этом случае падение цен на туры может дойти до 50-70% стоимости тех же туров до пандемии. Вслед за ними снижать цены на пребывание туристов будут страны, где ВВП отрасли туризма наивысший: США, Китай, Германия, Франция, Мексика. Думаю, в них падение стоимости туров составит не более 20% прежде всего из-за дороговизны перелета. Чартерных рейсов не будет минимум до лета 2021 года».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть