В США видеоигра впервые официально признана лекарством, а в Польше компьютерный симулятор включили в школьную программу. Вы всё ещё думаете, что трилогия «Матрица» — не более чем фантазия режиссёров Вачовски, к вашей жизни никакого отношения не имеющая? Некоторые учёные и футурологи убеждены, что человечество стремительно движется к тому, чтобы запереться в виртуальных мирах, где кто-то найдёт для себя источник дохода, а кто-то — и смысл жизни. В выигрыше будут все — индустрия, потребители, политики...
"АиФ" рассказывает об антиутопии, к которой мы всё ближе и ближе.
Депрессию вылечат, навыки прокачают
Жизнь в виртуальной реальности — один из популярнейших сюжетов фантастических фильмов. «Матрица» — это классика, задавшая тренд и направление философской мысли. Были ещё «Тёмный город», «Ванильное небо», «Торговец сном», «Первому игроку приготовиться», ряд эпизодов «Чёрного зеркала» и другие. Однако для того, чтобы люди будущего с головой ушли в компьютерную симуляцию, их надо приучать к этому постепенно, внедряя видеоигры в самые разные сферы нашей жизни, связанные не только с развлечениями. Путь в тысячу ли начинается с первого шага, как учил Лао-Цзы.
«EndeavorRx» войдёт в историю: это первый случай, когда компьютерная игра официально признана терапевтическим средством. Теперь американские врачи смогут прописывать её как лекарство — так решило Управление по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами США, выдавшее регистрационное свидетельство. Игра незатейлива (это аркада с уклонением от препятствий), но, как выяснилось, она помогает в лечении СДВГ — синдрома дефицита внимания и гиперактивности, которым сейчас страдают многие дети. Её испытывали в течение 7 лет, и у трети ребятишек в возрасте от 8 до 12 симптомы СДВГ проходили. Правда, сроком не более чем на месяц.
На самом деле компьютерные игры давно используются в медицинских целях. У компании, выпустившей ту же «EndeavorRx», есть и другие разработки. Они применяются, например, для выявления и лечения депрессии, болезни Альцгеймера, некоторых психических расстройств. Можно не сомневаться, что это направление и дальше будет бурно развиваться.
Вторая важная отрасль, куда пришла виртуальная реальность, — образование. С помощью игр ученикам удаётся лучше усваивать материал — запоминать важные исторические события или формулы, прокачивать навыки. Недавно польским школьникам порекомендовали играть в антивоенный симулятор выживания This War of Mine. Он был даже добавлен в школьную программу.
Персонажи этой игры — мирные жители, которым приходится выживать в городе, охваченном гражданской войной. Министерство образования Польши рекомендует окунуться в эту непростую виртуальную реальность старшеклассникам, изучающим историю и социологию.
Геймер станет профессией
Эксперты уверены, что в будущем видеоигры смогут адаптироваться к личности игрока. Технологии машинного обучения научатся создавать игровое пространство для пользователя самостоятельно, без участия разработчиков. Каждый человек получит персонализированный опыт, настроенный только под него и не сравнимый ни с чьим другим. Говоря простым языком, у каждого будет свой мир, своя Вселенная, в которой он может быть кем угодно — непобедимым полководцем, безнаказанным маньяком, владельцем гарема...
Искусственный интеллект вдохнёт жизнь в компьютерных персонажей, придаст сюжетам игры недосягаемую ранее глубину. Взаимодействие героев, включая главного, станет более сложным и гибким, допускающим установление эмоциональных связей. Это значит, что погружённый в искусственную реальность человек сможет влюбиться в виртуального партнёра — такие романы, судя по всему, станут чем-то обыденным.
Исследователь из Индианского университета Эдвард Кастронов, проследив историю развития видеоигр, пришёл к выводу, что через пару десятилетий геймер станет официальной профессией: некоторые люди будут зарабатывать этим себе на жизнь. Речь о тех, кто потеряет работу из-за автоматизации и пресловутого «нашествия роботов». Когда многие профессии исчезнут, неминуемо возникнут новые формы занятости, и гейминг здесь — кандидат номер один. Вчерашние работяги достигнут в этом виде деятельности небывалых высот, возглавят соответствующие рейтинги, и производители игр будут платить им немалые деньги, чтобы те никуда не уходили и развлекали состоятельных клиентов. Ведь богатым людям неинтересно играть с ботами, им подавай живого соперника. Это похоже на то, как вы приходите в бильярдный зал и платите маркёру за то, чтобы он сгонял с вами партию-другую.
Как не забыть дорогу назад?
Ещё дальше в своих прогнозах идёт историк Юваль Ной Харари из Израиля, автор книги «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня». Его прогнозы и впрямь выглядят как антиутопия. «Компьютерные игры станут смыслом жизни бесполезного класса», — утверждает он.
«Бесполезный класс» — это люди, потерявшие рабочие места по вине всё тех же роботов и не сумевшие устроиться куда-то ещё. Допустим, безусловным базовым доходом их обеспечат (такие эксперименты уже проведены в ряде стран «золотого миллиарда»), но как быть с потребностями более высокого уровня, ведь пирамида Маслоу, отражающая иерархию человеческих мотиваций, универсальна для любых народов и эпох? И никакие роботы её не отменят.
«Проблемой будущего станет не отсутствие денег, а отсутствие занятости и чувства удовлетворённости. Если у людей нет дела и конкретных целей, они начинают сходить с ума, — поясняет Юваль Ной Харари. — Эти лишние с точки зрения экономики люди смогут проводить много времени в видеоиграх и трёхмерных виртуальных мирах, где они найдут больше эмоций, чем в реальном мире».
Виртуальная реальность, по мнению историка, может превратиться в своеобразную религию XXI века, придающую смысл человеческому существованию. Причём погружаться всё глубже в свой «цифровой кокон» будут не только безработные, но и люди, не имеющие проблем с трудоустройством, ведь работа для современного человека смыслом жизни уже не является, а для его потоков, в чьём распоряжении окажутся фантастические технологии, не будет являться тем более.
Стоящие у власти политики увлечение народных масс видеоиграми и компьютерными симуляциями только поддержат. Обыватель, приученный находить простые радости жизни в параллельных мирах, не будет склонен задавать острые вопросы и искать социальной (да и любой другой) справедливости в мире реальном. А значит, не станет выходить на улицу с какими-то протестами, крушить памятники и мешать наиболее состоятельным людям, находящимся на вершине «золотого миллиарда», продолжать получать удовольствие от жизни офлайн.
В недавнем интервью АиФ.ru об этом рассуждал и декан философского факультета МГУ им. Ломоносова, член Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта Владимир Миронов: «Когда-то Карл Маркс говорил о свободном времени как о высшей ценности общества будущего, подразумевая, что в результате человек сможет заниматься прежде всего духовным самосовершенствованием. Но готово ли общество в его нынешнем виде предоставить условия для этого? Не проще ли будет погрузить население в некие отвлекающие от проблем развлечения, игры и т.д.?»
Никто не спорит, что виртуальная реальность способна лечить людей и помогать в обучении. Проблема в том, что, погрузившись в неё с головой, можно забыть дорогу назад.
Гаджет как фастфуд. В США у богатых отказ от телефона стал символом статуса
Переселимся в Матрицу? Технологии виртуальной реальности изменят нашу жизнь
В Беларуси создали костюм виртуальной реальности
Детям компьютер полезен. Виртуальные игры хорошо влияют на психику детей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть