Русский плейбой
Часто утверждают, что такой герой есть только в русских сказках и что это говорит о недалёкости и лености нашего народа. На самом деле это от незнания - в сказках всех народов масса таких персонажей, Иван-дурак - самый интернациональный герой.
Вспомним сказочного Ивана. Из сказки Петра Ершова понимаешь, что дури у владельца Конька-Горбунка нет ни на грош. Хитрость, смекалка, инициатива, то, что называется «себе на уме», есть, а дури - нет.
Такой же «дурак» и в сказке «Сивка-Бурка». На богатырском родео благодаря волшебному коню он допрыгнул до балкона царевны, поцеловал её в губы и завладел её сердцем, победив других претендентов на роль царевича. Видеть в этом дурь и лень могут только люди с извращённым сознанием.
Есть ещё Иваны-дураки - плейбои, которые в три счёта «разводят» царских дочерей на секс и любовь. Эти сказки известны родителям меньше, чем про Горбунка и Сивку-Бурку, так как не входят в обычные сборники и больше подходят для русского «Декамерона». Даже в академическом издании Афанасьева они напечатаны с купюрами. В них женихи соревнуются в интеллекте, им надо отгадать загадку царевны - узнать, какие у неё таинственные приметы - родинка или волосок, спрятанные в самых интимных местах. Из всех только дураку удаётся уговорить девушку показать свои приметы: в первый раз она поднимает платье до колен, во второй - до пояса, а потом и выше. В ряде сказок у Ивана бывает даже добрачный секс с будущей женой. Есть истории, где «дурак» так хитро всё обустраивает, что царевне проще согласиться стать его женой, чем вскрывать его махинации: сделав это, она неизбежно выставила бы себя в неприглядном свете.
Эти Иваны похожи на Остапа Бендера - такие же хитрые проходимцы, только их дураками почему-то зовут. У учёных есть спецтермин для обозначения такого персонажа - трикстер. По-русски это значит обманщик, прохвост, прохиндей. И как ни покажется странным, это самый древний фольклорный герой, существовавший в мифах всех народов. Именно трикстер приносил людям огонь и прочие блага, учил их разным навыкам. И при этом совершал кучу глупостей и мерзостей. Как в нём это уживалось? Просто этот мифический персонаж родился во времена, когда ещё мало задумывались о морали, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек ещё не считал себя венцом творения, он просто выживал в тяжёлых условиях. Он верил в духов, обожествлял деревья и животных, приносил им жертвы.
Чёрный юмор
От мифов, описывающих эти верования, сохранились лишь осколки, которые в искажённом виде перекочевали в сказки. Особенно много их в так называемых анекдотических сказках про дураков. В них Иван и его клоны из других стран действительно похожи на идиотов. Нашему Ивану в сказке «Дурак и берёза» в шелесте берёзы слышится предложение продать быка. Он соглашается, привязывает животное к дереву и «договаривается» с ним прийти за деньгами позже. Ночью быка съедают волки. Учёные видят в этом отголоски архаичного обряда принесения жертвы священным деревьям, им поклонялись как тотемам - основателям рода.
Интересно, что во Франции Жан-простак торгуется уже не с деревом-тотемом, а со статуей настоящего святого; в Нидерландах тамошний дурень общается уже с самим распятием. Это подчёркивает, что сказка реально связана со священными тотемами. Иногда они бывают и животными. В сказке братьев Гримм «Выгодный оборот» мужик, идя мимо болота с 7 талерами в кармане, вырученными от продажи коровы, спорит с лягушками. В их кваканье ему слышится, что они его дразнят, заявляя, что у него лишь два талера. Дурак бросает деньги в болото, чтобы лягушки пересчитали их сами. Это тоже видоизменённая жертва тотемному животному.
Очень мерзок дурак из сказки «Мёртвое тело». После смерти матери братья оставляют его без наследства. Дурак-трикстер вытаскивает труп на улицу и кричит, что мать убили братья. Испугавшись, они дают ему 100 руб. и лошадь. Усадив мать в сани как живую, дурак устраивает ДТП с барином и орёт: «Караул, караул! Барин матушку до смерти зашиб!» Выманив у него 300 руб., он снова проигрывает злую шутку, обманув попадью и сорвав с неё ещё сотню. Даже в этом чёрном юморе учёные видят связь с древними ритуалами, когда покойников не хоронили, а превращали в духов - защитников дома. Этот обычай ещё сохраняется у некоторых племён Новой Гвинеи. А сказки с фокусами про мертвецов сохранились у многих народов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть