— Обязательно будьте бдительны с сырыми овощами, — инструктирует меня в Хургаде турагент Людмила, работающая с местными отелями уже 20 лет. — Они-то свежие, с рынка. Но на каких-то кухнях огурцы-помидоры плохо промывают, да и сама вода из-под крана в Египте оставляет желать лучшего. Видите листья салата айсберг? Точно не ешьте. Осторожнее со льдом в коктейлях — даже в пятизвёздочных отелях его делают вовсе не из минеральной воды. Пренебрегайте майонезными салатами, старайтесь вообще не есть ничего, где содержится майонез — на жаре эта среда попросту идеальна для размножения бактерий. Помните — вы всё-таки не дома, а в Африке находитесь.
31 октября этого года в пятизвёздочной гостинице AMC Royal в Хургаде во время обеда по системе «шведский стол» отравились закусками и попали в больницу 29 российских туристов. К счастью, тяжёлых случаев не было — большинство наших людей уже через пару дней выписались из госпиталя. Власти Египта закрыли AMC Royal, а заодно и ещё 18 курортных гостиниц Хургады и Шарм-эш-Шейха, выявив антисанитарию на кухнях. Почему это происходит и как не травануться на отдыхе в Египте, дабы не загреметь с пляжа в реанимацию? На личном опыте это попытался выяснить обозреватель «АиФ».
«Всё включено» за 7 доларов
— Нельзя селиться в отелях, где живут ТОЛЬКО российские туристы! — объясняет владелец турагентства в Хургаде Мохаммед Шабир. — Почему? К сожалению, туроператоры из РФ не очень охотно проверяют условия проживания соотечественников. В гостиницах, где размещают граждан ФРГ, иногда проводят операции, как в детективном сериале: приезжает спецагент, и всю неделю тайно пробует еду. Ваши же деятели туризма всегда озабочены лишь тем, чтобы отель «прогнуть» на цену поменьше, и получше «навариться». Я однажды видел, как в гостинице для финских туристов человек измерял «сантиметром» подушку (!) — соответствует ли она нужному размеру? Ложился на кровать, щупал одеяло. У вас же никого не волнует, что якобы «пятизвёздочный» отель, как AMC Royal, продаёт проживание по 15 долларов за ночь. Это значит, что на еду и алкоголь по системе «всё включено» тратится... 7 долларов в сутки. И чем можно накормить за такие деньги? Только мусором. Хорошо, что люди ещё живы остались.
Почему сушат рыбу и курицу
Это африканская специфика: «пять звёзд» одного отеля в Египте могут отличаться от другого, как небо и земля. Допустим, получила гостиница рейтинг лет 20 назад за взятку, и с тех пор всё осталось на месте — хотя качество еды ухудшилось, а комнаты обветшали. Я в Хургаде побывал на разных уровнях «жилого фонда», и хорошо заметно — в одном «пятизвёздочном» отеле могут кормить перемороженой курицей и высохшими овощами, в другом уже подадут печёную баранину, лосося, свежую рыбу. Цена, естественно, отличалась в три раза. На это следует обращать внимание при бронировании поездки: не будьте наивны и не считайте — Египет дешёвая и нищая страна, поэтому всё тут стоит копейки. Когда-то действительно так и было, но сейчас времена изменились — в эпоху коронавируса продукты изрядно подорожали, и отдельные отели откровенно «мухлюют», закупая еду самого низкого качества. В этом случае проблемы с желудком у туристов неизбежны. Естественно, «отельеры» стараются соблюдать определённые меры безопасности — скандал на ровном месте никому не нужен. Вам предпочтут не подавать мясо прожарки medium rare (то есть с кровью) — мало ли что. Аналогично, поступают и с рыбой — именно поэтому она на «шведском столе» изрядно пересушена — ведь морепродукты в случае недостаточной термообработки — штука опасная. Схожая история и с курицей, индейкой: вам бросалось в глаза, что блюда из птицы в отелях сухие, переготовленные? У египетских поваров инструкция — не оставлять ничего сырым.
«Набрали персонал с улицы»
— Я полагаю, сложности в следующем, — считает менеджер отеля «Форт Арабеск» Набиль Кама. — После жуткого теракта в Шарм-эш-Шейхе в 2015-м году и прекращения полётов из РФ закрылись отели, работавшие только с российскими туристами. Сейчас рейсы из России внезапно возобновились, и персонал для «русских» гостиниц набирали срочно — буквально с улицы. Вероятно, это и вызвало хаос на кухне. Невесть откуда взяли людей, непонятно кто занимался продуктами — ситуация весьма предсказуема. У нас в отеле полторы тысячи гостей, и мы никогда так не сделаем — к еде всегда особый подход. Кушают люди каждый день, надо кормить их разнообразно, хорошими продуктами. Осторожность следует соблюдать, всё по десять раз проверять, не лениться. Расслабляться нельзя. Окажется на весь ужин одна-единственная курица несвежая, а её мясо пойдёт в салаты — сразу десятки человек могут отравиться.
Требовать компенсацию
Главные египетские курорты — и Хургада, и Шарм-эш-Шейх — находятся фактически в пустыне: от крупных населённых пунктов туда добираться около трёх часов. Чтобы привезти тонны еды, нужны крупные поставщики с большими рефрижераторами, серьёзные компании — их услуги стоят недёшево. Случалось, владельцы недорогих гостиниц покупают еду у сомнительных торговцев, лишь бы те отдали продукты по бросовой цене. Несмотря на проверки со стороны западных туроператоров, травятся на «шведских столах» и европейские туристы — в 2017 году 17 британских отдыхающих оказались в больнице после ужина в отеле Jaz Aquamarine. Подав в суд, англичане получили компенсацию: 60 000 фунтов стерлингов (почти 6 миллионов рублей. — Авт.). Однако я пока не слышал, чтобы деньги за испорченный отдых выплатили нашим гражданам. «Необходим детальный разбор закупаемых продуктов, — уверен менеджер отеля „Премьер ле Рев“ в Хургаде Фукет Закария. — Мы лично проверяем каждую позицию, и не было ни единого случая, чтобы поставщики пытались нас обмануть. Иначе мы откажемся от сотрудничества, а конкуренция в Египте высокая. На нашей кухне работают 60 сотрудников с соблюдением высоких мер безопасности — спецодежда, маски и перчатки. Нужно кормить 800 человек — запекаем ягнят, делаем тематические вечера: морепродукты, индийская или китайская кухня. Плохо прожаренное мясо или рыбу мы на стол не пустим — возможно, это не так вкусно, но зато безопасно. Я советую российским туристам не относиться халатно к своему отдыху, а внимательно читать отзывы об отелях, которые им рекомендуют. Если часты жалобы на питание — выберите другую гостиницу».
В разговорах со мной работники туризма Хургады часто ругали «недальновидных» отдыхающих из РФ — дескать, покупают тур на неделю за 17 000 рублей в абы какой отель, а потом травятся: как недальновидно. Лучше селиться в гостиницах подороже, там риска меньше и питание куда лучше: всего-то и делов. «У нас в регионах это у кого-то месячная зарплата, — отвечал я. — Чтобы скопить те же семнадцать тысяч на отпуск, надо каждый месяц урезать себя, откладывать деньги». Читать отзывы, и быть придирчивее в выборе отеля действительно нужно. Но и крупным российским туроператорам следует тщательно проверять кухни египетских гостиниц, и выбивать финансовые компенсации для туристов в случае «косяков». Вы вообще-то продаёте людям отдых, а не путёвку на больничную койку.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть