311

В вашу честь. Как благодаря именам собственным появились новые слова

"Аргументы и факты" в Беларуси № 47. Буря небо кроет... Магнитная 21/11/2023
Создательница блумерсов Амелия Блумер считала, что женщины должны носить ту одежду, в которой им удобно.
Создательница блумерсов Амелия Блумер считала, что женщины должны носить ту одежду, в которой им удобно. Public domain

Ситуации, когда имя или фамилия становятся нарицательными, встречаются не так часто. Однако если это случилось, будьте уверены, что за самым привычным, обыденным словом может скрываться история, полная интриги, трагизма или сарказма.

Блумерсы

В XIX веке революции в женской одежде случались довольно часто. Одна из них произошла благодаря известной правозащитнице Амелии Блумер. Однажды она пришла на свою лекцию в панталонах и юбке до колен. Амелия была уверена, что все женщины могут носить ту одежду, в которой им удобно. Конечно, общество было шокировано подобным одеянием, однако необычные брюки всё же вошли в женский гардероб и получили название в честь своей создательницы — блумерсы (англ. bloomers).

В ТЕМУ
Это сегодня кардиган является популярным предметом женского гардероба. А ведь его создателем был не просто мужчина, а военный. Речь идёт о генерале Джеймсе Томасе Браднелле, который также носил титул седьмого главы графства Кардиган. Предмет одежды, который он изобрел, скоро получил популярность, а вместе с ней и наименование в честь своего создателя.

Бойкот

В ноябре 1880 г. в одной влиятельной бирмингемской газете впервые употребили слово, которое очень быстро покинуло пределы английского языка, став интернациональным и понятным всему миру. В том же году глагол «бойкотировать» подхватили на континенте: первыми были французы, потом подтянулись немцы, а затем уже и представители других стран.

Это вынудило одного человека, который прожил после той публикации ещё семнадцать лет, стесняться своей фамилии и при всяком удобном случае заменять её псевдонимом. Звали его Чарльз Каннингем Бойкотт.

…В Ирландии в 1880-м достиг пика недовольства земельный вопрос. Фермеры, работающие на арендованных у крупных землевладельцев участках, добивались снижения арендной платы, боролись за право оставаться на земле, где работают, а также за право эту землю купить. Землевладельцы, соответственно, расставаться с привилегиями не хотели, а в качестве контрмеры угрожали всех выселить со своей земли.

Делали они это, впрочем, не сами, а с помощью управляющих. Одним из самых активных управляющих как раз и был Чарльз Каннингем Бойкотт, работавший у лорда Эрна. Он действовал весьма рьяно и, столкнувшись с очередным недовольством, обратился к судебным приставам, которые начали вручать фермерам уведомления о выселении.

Вообще-то Бойкотт сильно рисковал. Спас его, как ни странно, ирландский политик Чарльз Парнелл. Парнелл задал разъярённым фермерам вопрос: «Что вы сделаете с человеком, который выселяет вас с земли?» Ответы разнообразием не отличались, поместившись в узкие рамки от «убить» до «застрелить как бешеного пса».

Парнелл же предложил другое: «Я хочу указать вам на истинно христианский путь, который, быть может, заставит заблудшего покаяться. Вы все должны избегать его. Избегать везде и всюду: на улицах города, в лавочке, на рыночной площади и даже в церкви, как если бы вернулись старые времена и он был прокажённым. Не продавать ему ничего и ничего у него не покупать, не оказывать никаких услуг ни за какие деньги. Вы должны показать ему отвращение к преступлению, которое он совершил».

Мера, которую тут же окрестили бойкотом, оказалась эффективной. Сам Чарльз Бойкотт скоро покинул Ирландию с позором, а в следующем году был принят новый Земельный кодекс.

Смутные очертания

Не повезло и шевалье Этьену де Силуэту, который стал жертвой снобизма аристократии и отчасти высшего духовенства. Он занимал должность контролёра финансов при французском короле Людовике XV. Пробыл на должности он всего лишь с апреля по ноябрь 1759 года. Но этого ему оказалось достаточно, чтобы вписать своё имя чуть ли не во все языки мира.

А всего-то и надо было, во-первых, осознать глубину финансовой пропасти, в которую валилась Франция из-за Семилетней войны 1757-1763 гг. Во вторых, найти интересный выход. Кроме сокращения средств на содержание королевского двора, Силуэт предложил обложить налогом дворянство и духовенство. Законным путём сделать это никак не получалось: два «высших сословия» были освобождены от налогов. Но дотошный шевалье нашел лазейку: ввел налог на внешние признаки богатства. На вычурные окна, двери и ворота. На богатые экипажи и коней элитных пород. На прислугу, в конце концов. Словом, на роскошь как таковую.

Как раз в те времена в моду вошла новая забава. Портреты, выполненные чёрной краской на белой бумаге. Никаких деталей, только контур и заливка. Сходство с оригиналом наблюдалось, но не более того. Что называется, дёшево и сердито. И, разумеется, совсем не роскошно: такое приличествует лишь презренным беднякам.

Высшая знать уцепилась за этот момент и принялась неистово фрондировать. Всё дешёвое, паршивое, низкокачественное и так уже называли сделанным a la Silhouette. А с чёрными портретиками фрондеры поняли, что попали в точку. Сначала силуэтом называли просто технику таких изображений, а потом слово стало обозначать смутные или самые общие очертания какого-либо предмета.

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно