600

Покоряя небо и время. Белорусские страницы истории гражданской авиации

"Аргументы и факты" в Беларуси № 32. Дача под напряжением 08/08/2023
Павел Осипович Сухой с экипажем Валентины Гризодубовой
Павел Осипович Сухой с экипажем Валентины Гризодубовой Public domain

Давний читатель АиФ, ветеран авиации Виктор  Андреевич Теляков делится воспоминаниями:

Дальние полеты на самолетах издавна привлекали к себе внимание людей. С первых шагов развития авиации конструкторы мечтали не только высоко поднять свой самолет, но и дать ему возможность далеко и долго находиться в голубых просторах неба.

Еще в начале прошлого столетия стали появляться такие машины. Впервые тяжелый пассажирский самолет с 4-мя  двигателями на крыльях конструкции И.И. Сикорского «Илья Муромец» был создан на русско-балтийском вагоно-строительном заводе в 1913 г. В течение   короткого времени на нем было установлено несколько мировых рекордов по дальности и грузоподъемности, которые были занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Самолеты Илья Муромец.
Самолеты Илья Муромец. Фото: Public domain

Одним из первых пилотов, которому  выпала ответственная роль  стать испытателем этого  самолета,  был и наш земляк белорус Глеб Алехнович. В годы первой мировой войны он воевал на «Илье Муромце» со своим помощником, также выходцем из Белоруссии, не менее легендарным лётчиком Авениром Костенчиком. К этому периоду относится и рождение дальней авиации, вписавшей яркую страницу в историю Воздушного флота.  

Активное развитие дальних полётов  выпало на середину 30-х годов прошлого столетия в молодом советском государстве. В 1934 году был установлен рекорд дальности:12400 километров за 75 часов на самолёте АНТ-25 конструкторского бюро под руководством Андрея Николаевича Туполева. В создании этого самолёта активное участие принимал наш земляк – известный авиаконструктор Павел Осипович Сухой. Через три года на самолёте такой же конструкции экипаж в составе В.П. Чкалова, А.В. Белякова и Г.Ф. Байдукова совершил сверхдальный полёт из Советского Союза в Соединённые штаты Америки. А ещё через год экипаж Валентины Гризодубовой, Полины Осиповой и Марины Расковой на модернизированном самолёте АНТ-37 установил новый рекорд дальности 5950 километров за 26 часов.  Расширение полётов в этом направлении явилось началом создания гражданской авиации во всех уголках СССР.

Не отставала в этом поступательном авиационном движении и наша республика. 7 ноября 1933 г.  открылся первый белорусский аэровокзал. Весной следующего года в Минске приземлились 3 самолёта ПО-2. Они стали первыми самолётами белорусского воздушного флота. В 1936 г. был открыт первый регулярный авиамаршрут между Минском и Москвой. Летом 1940 г. была официально основана Белорусская группа гражданской авиации.    

С началом Великой Отечественной войны военная и гражданская авиация призвала под свое «крыло» и объеденными усилиями начала наносить врагу сокрушительные удары как на земле, так и в небе.

Первый в истории цельнометаллический двухмоторный бомбордировщик ТБ-1 был создан под руководством известного авиаконструктора А.Н. Туполева в 1925 году. Позже  в том же конструкторском бюро появился еще более совершенный самолёт ТБ-3, которому в годы Великой Отечественной войны было доверено выполнять самые ответственные полёты в далёкий тыл врага. Дальняя авиация участвовала во всех крупный операциях Красной Армии в годы войны. Было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. 269 солдат и офицеров Дальней авиации стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды.

   

Автору этих строк выпала счастливая возможность быть не только лично знакомым с одним из этих героев, но и участвовать в полётах в составе его экипажа. Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович, наш земляк, всю Великую Отечественную войну на самолёте ДБ-3Ф вместе со своими боевыми товарищами – экипажем, наносил сокрушительные удары по фашистам не только на оккупированной территории,  но и в самом головном логове фашистов – Берлине.  За героизм и мужество, проявленные в ходе боевых действий, в том числе и за участие в освобождение его родного края – Белоруссии, в августе 1944 г. этого высокого звания был удостоен и штурман его экипажа старший лейтенант В. Павлов.

Вскоре после войны 121-й гвардейский авиационный полк, которым в ту пору уже командовал полковник Антон Алехнович, приземлился на аэродром Мачулищи под Минском. Этот аэродром стал стартовой площадкой для полётов самолётов дальней авиации в мирное время. Именно здесь и свела автора этих строк с легендарным героем войны Антоном Алехновичем. После войны    страна приступила к мирному созидательному труду – шло восстановление разрушенных городов и сел, фабрик и заводов. Но и в мирное время есть место подвигам.

Таким подвигом по праву можно считать участие гвардии полковника Алехновича в осуществлении полетов в Арктику. Он стал единственным  в мире лётчиком, посадившем тяжелый бомбардировщик ТУ-16а на дрейфующую в Северном Ледовитом океане льдину. А когда пришла пора расстаться с лётной работой, он все равно не попрощался  с авиацией.  Долгие годы Алехнович возглавлял службу движения Белорусского управления Гражданской авиации.

Нужно сказать, что многие из его однополчан и лётчиков других полков Дальней авиации успешно продолжали свою авиационную карьеру в гражданской авиации. Сейчас эта отрасль народного хозяйства Республики Беларусь занимает достойное место на мировом рынке авиационных дорог. Она соответствует всем международным требованиям к безопасности полётов, надежности и качеству авиаперевозок. 

Главной правопреемницей и продолжателем славных традиций белорусских авиаторов в настоящее время является крупнейшая авиакомпания на постсоветском пространстве «Белавиа», которая была основана 5 марта  1996 г. Большой исторический путь пройден коллективом этой авиакомпании, как на земле, так и в небе. На смену самолётов советского производства пришла более современная техника Boing. Все эти годы вплоть до пандемии авиакомпания постоянно расширяла направления и успешно выполняла полёты во все уголки земного шара, покоряя пространство и время.                         Современные вызовы не остановили коллектив авиакомпании на пути к новым высотам. За последнее время были открыты новые рейсы в Китай, Россию, страны Азии, осваивается африканское направление. Сейчас коллектив «Белавиа» накануне 90-летнего юбилея гражданской авиации Беларуси полон решимости и готов прокладывать всё новые и новые   маршруты в заоблачных далях нашей планеты. Им есть с кого брать пример и внедрять его в свою нелёгкую работу. Не так давно было принято единогласное решение присвоить одному из своих самолётов имя их первого генерального директора Анатолия Николаевича Гусарова, который возглавлял авиакомпанию «Белавиа» на протяжении 25 лет. Талантливый инженер и руководитель за четверть века сумел расправить крылья главной авиакомпании не только над просторами Беларуси, но и далеко за её пределами. И нет сомнения в том, что эти крылья будут крепнуть из года в год, несмотря ни на какие сложности.  

  

Один за другим с  взлетно-посадочных полос белорусских аэропортов поднимаются  в голубые просторы  неба быстрокрылые лайнеры. Это они пришли сейчас на смену своим первооткрывателям заоблачных  далей – тихоходным самолетам. Но история связала их, так как у них есть единое связующее начало – мужественные люди земли и неба. Это благодаря их усилиям гражданская авиация Республики Беларусь будет и впредь уверенно набирать высоту, покоряя пространство и время.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно