2360

Монстр имени Горького. Самолеты-гиганты 30-х годов в СССР, и не только

18 мая 1935 г. рядом с «поселком художников» Сокол в районе нынешней одноименной станции метро упали обломки самого большого в мире самолета АНТ-20 «Максим Горький». Аэроплан чуть не угробил французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Как строили «Горького»

Катастрофа горячо переживалась в СССР и оставила после себя многочисленные воспоминания. Например, эти — что называется, из первых уст.

С начала 30-х годов электрической частью в КБ Андрея Николаевича Туполева занимался Леонид Кербер. Этот замечательный инженер обладал к тому же хорошим слогом и оставил после себя несколько томов мемуаров, в том числе книгу «Туполев». В ней эпопея «Максима Горького» описана следующим образом. Все началось с конца 1932 г., когда СССР и прочее прогрессивное человечество отмечало 40-летие литературной деятельности А. М. Горького, редактор журнала «Огонек» Михаил Кольцов предложил построить в честь писателя огромный агитационный самолет. Он должен был летать по всем городам Советского Союза, где есть аэродромы с достаточно длинной полосой, и пропагандировать книги главного советского пролетарского писателя.

 

 

Сказано — сделано. Руководство проект поддержало, была объявлена «подписка» — сейчас это назвали бы краудфандингом. В короткий срок собрали 6 млн рублей. Вскоре в Туполевское КБ, которому поручили ведение проекта, приехал Кольцов, ставший главой комитета по строительству авиагиганта. Тогда и решили строить его на базе шестимоторного пассажирского самолета АНТ-20.

«Пожелания комитета, — писал Кербер, — были весьма широки и интересны. Считалось необходимым, чтобы на борту был салон для пресс-конференций, салоны на 70 человек, небольшая типография, мощный радиоузел для вещания с летящего самолета на землю, фото- и кинолаборатории, два кинопроектора для демонстрации фильмов..., своя электрическая и телефонная станция, буфет, кухня, ресторан, спальные места».

Нет, бассейна на борту предусмотрено не было. Но и без того вес оборудования и пассажиров превысил 14,5 т. Туполеву пришлось поставить «на спину» самолету еще два двигателя — тянущий и толкающий. Итого их стало 8. Но и масса самолета «с полным фаршем» превысила 42 т. Встал вопрос о борьбе с лишним весом.

«Осматривая типографскую машину для самолета, Главный (конструктор. — Ред.) поинтересовался: „А из чего отлита ее станина?“

— Из чугуна.

Тут Туполев даже не рассердился, а попросту растерялся.

— Позвольте, если вы задались целью сделать ее елико возможно тяжелее, тогда отлили бы из платины».

Естественно, станину переделали из алюминия, чем сэкономили с полтонны веса. Вообще, в конструкции «Максима Горького» было применено немало новинок. Например, первый в отечественной авиации туалет «замкнутого цикла». Опять слово Леониду Керберу:

«- А как с туалетом? Говорите, сделали дырку? Некорректно. На АНТ-25 (еще один самолет Туполева, рекордсмен по дальности. — Ред.) — дело другое. Если три мужика окропят несколько раз тундру, Арктику и полюс, никто не обидится. А здесь 80 человек. Нет, не пойдет. Нормальный унитаз и контейнер. Прилетели, очистили — и в добрый путь».

Самолёт АНТ-25.
Самолёт АНТ-25. Источник: Public Domain

Трагедия супергиганта

Первый полет «Максим Горький» совершил 19 июля 1934 г., в тот день, когда в Москве встречали челюскинцев. По воспоминаниям летчика-испытателя Михаила Громова, самолет хорошо слушался руля и вообще был для машины такого размера (размах крыльев - 63 м, длина фюзеляжа 33 м) был необычайно легок в управлении.

«На 18 мая 1935 г. были назначены два последних полета, после которых самолет передавался в агитэскадрилью, — продолжает Кербер. — ...Полет снимали с самолета Р-5 для кинохроники. Для сравнения, рядом с „Максимом Горьким“ на истребителе И-5 шел летчик Н. Благин. Неожиданно Благин начал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от „Максима“. Кинооператор с Р-5 приступил к съемкам. Не рассчитав, Благин, возможно, при выходе из петли (на отснятых кадрах этого установить невозможно) врезался в крыло АНТ-20 возле крайнего мотора... Разломившись на несколько кусков, самолет упал в лес».

Погибли все: 11 членов экипажа, 37 пассажиров и виновник катастрофы — летчик-испытатель ЦАГИ Николай Благин. Впрочем, в его виновности Кербер сомневался. «В те суровые годы, — писал он, — „воздушных хулиганов“ не хоронили на Новодевичьем кладбище, а к их осиротевшим семьям не приходили ответственные товарищи с сообщением, чтобы они ни о чем не беспокоились — их не тронут».

Между прочим, днем ранее, 17 мая, на «Максиме Горьком» совершил ознакомительный полет французский летчик Сент-Экзюпери, большой друг Советского Союза. Если бы его очередь на борт (а она была) отодвинули на день, мир никогда не прочитал бы «Военного летчика» и «Маленького принца».

 

 

...И другие гиганты

Надо сказать, гигантизмом тогда страдал не один Туполев. В СССР самолетами-монстрами занималось еще одно КБ — ныне почти забытого конструктора Константина Калинина из Харькова. Его семимоторный К-7 был сравним с «Максимом Горьким» по габаритам: фюзеляж длиной 28 м., размах крыльев 53 м. К-7 по заложенным в него идеям был еще более смелым проектом, чем АНТ-20. Он представлял собой гигантское эллиптическое крыло толстого профиля площадью 452 квадратных метров, от которого шли две балки, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперение.

К-7 проектировался как многоцелевой самолет Пассажирский вариант предусматривал перевозку 128 пассажиров на расстояние до 5000 км. Военный — бомбовую нагрузку от 9,9 до 16,6 тонны и 12 огневых точек. Приблизиться к этим показателям удалось только на американском предвоенном В-17, бомбардировщике следующего поколения.

К сожалению, К-7 разбился в конце 1933 г., угробив 15 членов экипажа. Калинина вскоре репрессировали, работы по К-7 не возобновлялись.

Были свои «рекордисты» и в других странах. Летающая лодка чудаковатого миллиардера Говарда Хьюза H-4 «Геркулес» имела размах крыльев 98 метров (!) и была предназначена для перевозки на европейский театр военных действий 750 солдат в полном снаряжении. Однако к началу войны самолет опоздал.

Свой единственный полет «Геркулес» совершил 2 ноября 1947 г., на что можно посмотреть в фильме Мартина Скорсезе «Авиатор». Ныне Н-4 хранится в музее недалеко от Портленда.

 

 

Монстры, которые летали

В 1930 г. в конструкторском бюро французской фирмы «Латекоэр» спроектировали большую летающую лодку со взлетным весом 30, 6 тонн, оснащенную 6 моторами. Машина получила обозначение Late 521. В ноябре 1937 г. самолет побил мировой рекорд дальности для гидропланов — 5793 км за 34 ч. 37 мин. С началом войны Late призвали на службу. Они патрулировали Атлантику, пока не были захвачены вермахтом.

Куда больше повезло немецкому Мессершмитту Ме — 323 «Гигант». Этот тяжелый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью до 11 тонн, самый тяжёлый сухопутный самолёт времён Второй мировой войны, имел происхождение от... грузового планера с размахом крыльев более 55 м. и длиной фюзеляжа 28,5. Оснащенный 6 двигателями, экс-планер принимал на борт до 130 солдат. В основном Ме-323 применялись на Средиземном море и в Северной Африке, хотя отметились и под Сталинградом. Всего было построено около 200 машин, почти все погибли в боях.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно