115 лет назад, 17 марта 1908 года, в семье секретаря Московского окружного суда Николая Кампова родился сын, которого назвали Борисом. Ему будет суждено стать одним из классиков советской литературы.
Впрочем, искать такого писателя в списках классиков — дело заведомо гиблое. Фамилию отца он не прославил — Борис Кампов написал всего лишь одну книгу. После чего был вынужден сменить фамилию и стать Борисом Полевым.
Тогда-то и наступает просветление. Да, старшему поколению писатель Борис Полевой известен отлично. Другое дело, что его воспринимают тоже как автора одной книги — «Повесть о настоящем человеке» в советское время входила в школьную программу, и мимо неё было никак не пройти. Правда, в школе никогда не говорили, что первая книга Полевого, опубликованная ещё под настоящей фамилией, называлась «Мемуары вшивого человека». Да и вообще биография этого писателя как-то оставалась за бортом. А ведь она наполнена впечатляющими кульбитами — впору снимать приключенческий сериал.	
Полупопович
Для начала Борис Полевой, лауреат двух Сталинских премий, Герой Социалистического Труда и член ВКП(б) с 1940 года, имел вопиюще непролетарское происхождение. То, что его отец был секретарём Московского окружного суда, а потом и городским судьёй в Твери, губернском городе, это ещё полбеды. Подумаешь, папа-юрист. В конце концов, сам Владимир Ленин тоже был юристом, и ничего.
Хуже другое. Николай Кампов происходил не просто из семьи — из династии священников. И сам должен был стать священнослужителем. Во всяком случае, такого мнения придерживался его отец Пётр Кампов, преподаватель Костромского духовного училища, а также дед, шуйский протоиерей Михаил Миловский, который воспитывал рано осиротевшего внука. Так что отец советского классика окончил Шуйское духовное училище, а потом и Владимирскую семинарию. И только потом поступил на юридический факультет Юрьевского (Дерптского) университета.
Впоследствии сам Борис Полевой, рассказывая, почему перевёл свою фамилию (campus на латыни как раз и будет поле), аккуратно говорил, что в ней ему чудилось «что-то церковное». На самом деле не чудилось, а прямо-таки вопияло. Но обстоятельства перевода и смены фамилии были всё-таки иными.

В шкуре Шарапова
Эпизод, когда Володя Шарапов внедряется в банду Горбатого, безусловно, один из самых хуковых моментов культового советского телефильма «Место встречи изменить нельзя». История о том, как Борис Кампов стал Борисом Полевым, напоминает этот эпизод, что называется, до степени смешения.
Дело в том, что молодой технолог тверской текстильной фабрики, а именно так начинал свой путь наш классик, активно сотрудничал с местной прессой. Пока внештатно, но всё-таки успел примелькаться. Один из журналистов «Тверской правды», специализировавшийся на криминальной хронике, отметил удивительное сходство внештатника с взятым недавно в Вышнем Волочке медвежатником Маховским, который вёз тверским коллегам солидную сумму. Сотрудники ЧК за это дело ухватились, да и Борис Кампов, обладавший авантюрным характером, тоже был не прочь рискнуть. Освоив блатной жаргон и ухватки, он внедряется в банду, участвует в нескольких налётах, подвергается аресту и даже организует побег, прихватив с собой одного их подельников. Разумеется, побег был липовым — чекисты просто подыграли своему агенту. Но выглядело всё настолько правдоподобно, что для местных криминальных кругов Кампов стал своим в доску. Правда, до поры. Потому что именно с его лёгкой руки ЧК сумела накрыть не только огромную преступную организацию, но и «оборотней в погонах», и коррумпированных чиновников — всего больше 200 фигурантов. Этот эпизод был описан в той самой книге «Мемуары вшивого человека», которую Борис Кампов выпустил под своей фамилией. Опасаясь мести преступного мира, он был вынужден сменить фамилию и навеки остаться Борисом Полевым.

Спасти «Матку Боску»
О том, что Борис Полевой был первым журналистом, побывавшим в освобождённом советскими войсками Освенциме, в принципе, известно. Во всяком случае, в 2015 году, когда Министерство обороны России рассекретило очередной пакет документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны, его имя на краткое время снова оказалось в новостном топе. Пресса тогда широко цитировала «Докладную записку корреспондента газеты “Правда” подполковника Б. Полевого начальнику политуправления 1-го Украинского фронта о лагере Освенцим от 29 января 1945 года».
А вот о другом случае, имевшем место на территории Польши, почему-то молчат. И совершенно напрасно. Дело в том, что Борис Полевой был свидетелем и принимал участие в спасении главной польской святыни. Впрочем, по мнению самих поляков, Ченстоховская икона Божьей матери, она же «Матка Боска Ченстоховска», является одной из главных святынь католического мира вообще — наравне с ракой св. Петра в Риме, поскольку считается, что её автором был апостол-евангелист Лука.
Собственно, Борис Полевой, пользуясь своими связями в разведке, одним из первых узнал, что немцы при отступлении минировали храм, в котором располагается «Матка Боска». И минировали с таким расчётом, чтобы заряды сработали, когда город Ченстохов будет занят частями РККА. Дескать, пусть католический мир полюбуется, как советские «безбожники» обращаются с его святынями. Разумеется, сын несостоявшегося священника отправился туда вместе с сапёрами. И оставил свидетельство, что русские реально спасли один из символов Польши: «Сержант Корольков сидел на штабеле и курил, а монашеская команда теснилась возле, напоминая стайку грачей. При виде нас он вскочил, лихо откозырял. Монахи тоже вдруг вытянулись. — Разрешите доложить, разминирование закончено. Тридцать шесть авиабомб извлечены и разряжены. Отысканы два взрывателя: один ударный — ловушка в лазе под алтарём, другой химический, с дистанцией дней на десять. Вот они…»
«Широкая жэ»
Послевоенная судьба Бориса Полевого чем-то напоминает судьбу героя главного его произведения. О том, чем занимался после Победы Алексей Маресьев, говорят до обидного мало. Что несправедливо, поскольку именно Алексей Петрович стоял у истоков ветеранского движения и создания ветеранских организаций СССР.
Несправедливо это и в отношении Бориса Полевого. «Повесть о настоящем человеке» заслоняет не только его последующие произведения, но и любую другую деятельность. А ведь именно Полевой был главным редактором журнала «Юность» на протяжении 20 лет, сменив на этом посту в 1961 г. другого классика, Валентина Катаева. И это были чертовски плодотворные 20 лет. О чём свидетельствуют такие разные люди, как писатель Василий Аксёнов, перманентно подвергавшийся в СССР опале, и любимый и народом, и властью поэт-песенник Андрей Дементьев. Вот слова Аксёнова: «“Знаю, старики, что вы тут все собрались такие левые ребята, — сказал он авторам и редакции при вступлении на трон. — Но всё-таки давайте попробуем, может, вам и удастся отсидеться за моей широкой жэ…” Именно таким образом мне удалось в те времена напечатать две самых своих “непроходимых” штуки — рассказ “Победа” и повесть “Затоваренная бочкотара”. Несмотря на постоянное битьё в комсомольских и других органах печати, увеличивался и авторитет молодых авторов “Юности”. В середине шестидесятых годов редколлегия пошла на дерзейший шаг, включив в свой состав главу тогдашних бунтарей Евтушенко и меня».
А вот слова Дементьева: «Он был на редкость простым, добрым, отзывчивым человеком. Не считал для себя обузой обивать пороги высокого начальства, чтобы защитить кого-то от несправедливости, выбить у власти квартиру юному талантливому автору, отстоять чью-то яркую повесть от посягательств цензуры… В тяжёлые моменты, когда на журнал за ту или иную публикацию обрушивался гнев с партийных верхов, он всё брал на себя и, мало того, своей авторитетной спиной заслонял от неприятностей непосредственных виновников».
Стиль, конечно, разный, как и названия той части тела, которой Полевой прикрывал молодых писателей. Но все сходятся в одном — без Бориса Полевого наша литература и наша культура в целом была бы гораздо беднее. Это в равной степени касается и писателя, и редактора.
            
								

                                                С «Грозным» выражением. Почему Алексей Толстой вернулся на Родину?                    
                                                Круче Ван Дамма? Советские актеры, которые были героями боевиков                    
                                                Недобрый дядя Успенский. Скандалы создателя «Чебурашки»                    
                                                Великий продюсер Самуил. Как Маршак создавал новую детскую литературу                    
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть