120 лет назад, 22 августа 1902 г., в Берлине появилась на свет девочка, получившая при рождении имя Хелена Берта Амалия. Она прожила долгую жизнь и была известна как одна из самых неоднозначных фигур в мировом кинематографе ХХ века — Лени Рифеншталь.
Ее называли рупором Третьего рейха, любовницей Гитлера. Она опровергала эти обвинения и выиграла десятки исков. Тем не менее на долгие годы ей запретили работать в кинематографе. Эта легендарная женщина отправилась на съемки документального фильма в Судан в 2000 году в возрасте 97 лет. Вертолет, на котором она летела, потерпел крушение. Несгибаемая Лени получила серьезные травмы, но выжила.
Маленькая танцовщица
Лени родилась в рабочем районе, но ее отец со временем стал владельцем фирмы. Так что детство и юность девушки прошли в достатке. В семье старались дать детям (у нее был брат, погибший на Восточном фронте) хорошее и разностороннее образование. Сама девочка с раннего детства любила рисовать, что не вызывало протеста у родителей. А вот чтобы она стала актрисой, отец никак допустить не желал, хотя он сам прекрасно пел и танцевал. По настоянию отца она хоть неохотно, но обучалась игре на пианино, в 12 лет она добилась у него разрешения на занятия плаванием. Причем участвовала в соревнованиях и завоевывала призы. Помимо этого, Лени занималась гимнастикой, каталась на коньках и роликах. Окончив лицей, она тайком от отца стала брать уроки в танцевальной школе. От греха подальше отец Лени Рифеншталь отправил дочь в пансион, но и там она продолжала заниматься танцами. Она брала уроки у известной в прошлом русской балерины Евгении Эдуардовой и немецкой танцовщицы Мари Вигман, участвовала в театральных постановках и сольных танцевальных выступлениях, имела большой успех у публики. Середина 1920-х годов считается Золотым веком немецкого кино. И нет ничего удивительного в том, что молодая Лени Рифеншталь с головой погрузилась в новый для себя мир кинематографа.
Повороты судьбы
Для Лени все началось с просмотра фильма «Гора судьбы» 1924 года. Она встретилась с режиссером картины Арнольдом Франком, который проявил к девушке большой интерес. Специально для нее Франк написал сценарий фильма «Священная гора». Премьера картины и кинематографический дебют Лени Рифеншталь состоялись в декабре 1926 г. Свой первый фильм в качестве режиссера Рифеншталь сняла в 1932 г. Помимо режиссуры, написания сценария и исполнения главной роли, Лени отвечала и за производство картины. Лента была восторженно встречена на Венецианском фестивале. Восхищались не только режиссурой, но и игрой актрисы.
За свою долгую жизнь Лени Рифеншталь покоряла не одну лишь публику. На ее счету множество мужчин, с которыми она довольно быстро расставалась. Последней любовью Лени стал кинооператор Хорст Кеттнер. Их отношения начались, когда ей было уже за 70, а ему — немного за 30. Но, несмотря на почти сорокалетнюю разницу в возрасте, их отношения оказались самыми длительными и прочными.
Лени могла бы стать звездой Голливуда. Еще в начале ее успешной работы в кино Лени получила выгодное предложение от американской кинокомпании, обещавшей ей работу в США за баснословный гонорар. Она отказалась, а вместо этого пошла на встречу с Гитлером, о которой просила еще весной 1932 года. Событие это роковым образом повлияло на всю последующую жизнь Рифеншталь. А фюрер понял, что Рифеншталь именно тот человек, чей талант можно использовать в интересах Третьего рейха. Сама Лени Рифеншталь об этом говорила: «У меня к его идеям не было даже никакого уважения, это меня и потом, позже, не интересовало. Я лишь замечала, что люди тогда были действительно исполнены восторга, все были на подъеме, и я тоже поддалась этому порыву».
«Мы видели только хорошие вещи»
Вскоре Гитлер предложил Лени снять фильм о съезде НСДАП в 1934 году. Такая картина под названием «Триумф воли» вышла на экраны уже в следующем году. Съемочная группа фильма состояла из почти 200 человек. Съемки велись с нескольких точек — с лестниц пожарных машин, флагштоков, дирижаблей. Для придания динамичности съемкам Рифеншталь заставила всех операторов ездить на роликах. Руководство гитлеровской Германии объявило фильм «Триумф воли» удачным образцом национал-социалистской пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус.
Еще одним из значимых фильмов Лени Рифеншталь стал фильм о летних Олимпийских играх 1936 г. в Берлине «Олимпия». На съемках картины применяли много новых приемов. Например, камеру для подводной съемки и операторский кран. Спустя 10 лет голливудское жюри назвало фильм одним из 10 лучших в XX веке.
После окончания войны Лени Рифеншталь несколько раз проходила процедуру денацификации, ее «лечили» электрошоком в психиатрической клинике. Путь в «большое кино» для Лени был заказан. В 1956 г. Рифеншталь отправляется в Африку. Удивительно, но после ее фоторепортажей о нубийских племенах некоторые критики стали обвинять Рифеншталь в фашистской эстетике. В 1987 году Рифеншталь выпустила мемуары, изданные и ставшие бестселлерами во многих странах. В одной из рецензий на них было сказано, что ей удавалось оставаться в неведении о том, о чем она не хотела знать. «Я — одна из миллионов тех, кто думал, что у Гитлера на все есть ответы, — писала Лени. — Мы видели только хорошие вещи». Лени Рифеншталь не раз утверждала, что была вне политики и не отвечает за преступления нацистов, но не могла не понимать, что ее искусство пропагандирует величие Третьего рейха.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть