Немного о нравах
Чарльз родился в 1812 году в Портсмуте, вскоре семья переехала в Лондон.
Отрочество его было безрадостным: отец попал в долговую тюрьму, а потом туда же переселилось и все семейство Диккенс. Правда, в конце концов отец получил небольшое наследство, к тому же брат сумел уплатить его долги и вызволить родственников из долговой тюрьмы. Только тогда Чарльз смог поступить в частную школу. Он учился отлично по всем предметам, но более всего преуспевал в английской словесности и даже выбился в первые ученики.
После окончания школы Диккенс устроился работать клерком в конторе, где немилосердно скучал. Чарльз мечтал об интересной работе: например, в настоящей газете. Для этого он пытался освоить стенографию: самостоятельно, по учебнику, с превеликим трудом.
Все планы сокрушила первая любовь. Ее звали Мария Биднелл, она была дочерью банкира, и они с Чарльзом познакомились на музыкальном вечере, который устроила старшая сестра молодого человека. Мария была отчаянной кокеткой и с удовольствием флиртовала с Чарльзом, прекрасно сознавая, что юноша без гроша за душой никогда не сможет стать ее мужем. Но Чарльз влюбился всерьез и готов был принести любые жертвы, лишь бы соединиться с Марией.
В конце концов поклонник надоел Марии, и она его отвергла. Позднее именно ее Диккенс винил в том, что его характер изменился самым решительным образом: «Моя беззаветная привязанность к Вам, нежность, напрасно растраченная мною в те трудные годы, о которых страшно и сладко вспомнить, оставили в моей душе глубокий след, приучили к сдержанности, вовсе не свойственной мне по натуре».
Чарльз сотрудничал с небольшой газетой, часто ездил в провинцию, собирая материал для заметок о нравах общества. Эти материалы он использовал для своего первого литературного произведения - историй о провинциалах «Очерки Боза». Очерки читающей публике понравились, и талантливого автора переманили в более солидное издание.
Жена и другие дамы
Со своим новым издателем Джорджем Хогартом Чарльз подружился. Юноше так нравилось семейство Хогарт, что он решил стать одним из его членов и посватался к старшей из дочерей - тихой, покладистой, добродушной Кэтрин. Она одарила его взаимностью, и 2 апреля 1836 года они обвенчались.
Чтобы заработать на свадьбу и снять для супруги домик, Чарльз согласился написать текст к серии комических рисунков о приключениях членов охотничьего клуба из провинции. Так появились «Посмертные записки Пиквикского клуба», и Чарльз Диккенс в одночасье прославился.
6 января 1837 года на свет появился первенец четы Диккенс. Кэтрин долго болела и не могла самостоятельно заботиться о младенце Чарльзе. На помощь к ней приехала младшая сестра Мэри. Тоненькая, нежная, с одухотворенным взором, Мэри в свои 16 лет составляла резкий контраст с Кэтрин, располневшей после беременности, усталой, озабоченной здоровьем младенца и необходимостью вести хозяйство.
6 мая 1837 года Чарльз вместе с Кэтрин и Мэри отправились в театр. Они прекрасно провели вечер, Мэри поднялась к себе в чудесном настроении. И вдруг упала... Послали за врачом, но он только предположил врожденный порок сердца и ничем не смог помочь. «Она скончалась у меня на руках, - писал Диккенс, - и последнее, что она прошептала, были слова обо мне».
В 1842 году в дом четы Диккенс переехала еще одна из сестер Хогарт - самая младшая, десятая. Ее звали Джорджина, ей было пятнадцать лет, и ее прислали помогать Кэтрин, а заодно учиться домашнему хозяйству. Кэтрин опасалась, что повторится история с Мэри: Чарльз увлечется юной свояченицей. Но этого не случилось. Зато Джорджина влюбилась в Чарльза так отчаянно, что решила навсегда остаться рядом с ним. Она действительно так и не вышла замуж. И в конце концов Диккенс оценил ее преданность и называл своим другом. Джорджина была счастлива и этому.
В 1844 году Чарльз Диккенс выступал в Ливерпуле на открытии школы для рабочих и там познакомился с юной пианисткой Кристианой Уэллер. Она была феноменально похожа на утраченную Мэри. Диккенс поделился захлестнувшими его чувствами с другом Т. Дж. Томпсоном: «Я не могу говорить о мисс Уэллер в шутливом тоне: она слишком хороша. Интерес, пробудившийся во мне к этому созданию - такому юному и, боюсь, осужденному на раннюю смерть, перешел в серьезное чувство. Боже, каким безумцем сочли бы меня, если бы кто-нибудь смог разгадать, какое удивительное чувство внушила она мне». Неизвестно, что думал Томпсон относительно сходства с усопшей, но в Кристиану он влюбился с первого взгляда, принялся ухаживать за ней и в конце концов женился.
Они были очень счастливы в браке, а Диккенс чувствовал, что его сердце еще раз разбилось. Если бы только возможно было обрести свободу и начать жизнь заново, с другой женщиной!
Отвергнутые
Когда Диккенсу исполнилось 45 лет, его настиг духовный кризис. Жизнь показалась бессмысленной и скучной. Он начал искать новый источник вдохновения. И нашел его: Диккенс решился выступить на большой сцене, и ему понадобилось сотрудничать с профессиональными актрисами. Он обратился к миссис Тернан и ее дочерям Марии и Эллен. Во время первой же репетиции Чарльз понял, что не может без волнения смотреть на Эллен Тернан. Ей было 18 лет, она была ровесницей его дочери. Но рядом с ней Чарльз почувствовал себя молодым, полным сил и энергии, готовым любить и быть любимым.
Последняя любовь Диккенса была самой яростной, почти безумной. Эллен не отвечала ему взаимностью, но он упорно ухаживал за ней, словно не был женатым человеком. Именно тогда, в 1857 году, в английском парламенте проходили чтения закона о браке, в соответствии с которым разрешался гражданский (но не церковный) развод. Правда, развод давали при условии, что один из супругов будет уличен в супружеской неверности. Чарльз не мог надеяться, что Кэтрин сделает ему такой подарок. А ему самому нужна была безупречная репутация в глазах публики.
В конце концов Диккенс решил вопрос с раздражавшей его супругой радикально: разделил дом на две части и запретил ей появляться на его половине. Он продолжал ухаживать за Эллен Тернан и однажды (то ли по рассеянности, то ли нарочно) заказал ей в подарок бриллиантовый браслет, но адрес продиктовал свой, домашний. Украшение вместе с сопровождавшим его письмом попало в руки Кэтрин.
Ее терпение лопнуло, и жена ушла от Чарльза. Джорджина надеялась, что теперь пришло ее время, ведь Чарльз восхвалял ее, своего друга и помощницу, называл ее «феей домашнего очага». Но, увы, ей в разыгрываемой драме была отведена роль воплощенной добродетели, приносящей себя в жертву ради близких.
Чарльз добился своего: Эллен ответила на его чувства и даже родила сына, правда, малыш умер, не дожив до года. А Чарльз постепенно разочаровался в Эллен: она оказалась такой же заурядной, как Кэтрин. В 1868 году он оставил Эллен и с тех пор твердил всем, будто с мисс Тернан его ничто, кроме дружбы, не связывало. Он выделил бывшей любовнице содержание и по завещанию отписал ей столько, сколько было нужно, чтобы она никогда не работала.
8 июня 1870 года, во время обеда, Диккенс вдруг почувствовал себя нехорошо. Он встал из-за стола, желая уйти в свою комнату, и вдруг упал.
Джорджина опустилась рядом с ним на пол, положила его голову себе на колени. Последнее, что Чарльз видел, уже теряя сознание, было ее лицо. Этим влюбленная женщина утешалась на следующий день, когда Диккенс скончался, и весь остаток жизни: пусть он любил других, пусть он женился на другой, но его последний взгляд принадлежал ей...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть