15780

Трагедия в Крыжовке. 40 лет крупнейшей в Беларуси аварии на железной дороге

"Аргументы и факты" в Беларуси № 17 25/04/2017
Происшествия можно было избежать.
Происшествия можно было избежать. АиФ
  • «АиФ» упоминал, что самая крупная железнодорожная катастрофа в истории нашей страны произошла в 1977 году под Минском. Странно, но до сих пор я ничего не слышал об этом случае… Возможно, сохранились более подробные сведения о трагедии?
    Д. Григорьев, Витебск

2 мая исполнилось 40 лет со дня железнодорожной катастрофы, которая произошла на остановочном пункте «Крыжовка» под Минском. Авария стала крупнейшей по количеству жертв и нанесенному урону в истории Белорусской железной дороги. По официальным данным, в результате столкновения электрички и пассажирского поезда на месте погибли 19 человек, трое позже скончались в больнице, еще более 80 человек получили ранения различной степени тяжести. Ущерб, нанесенный БЖД, оценили в 122 850 рублей – большие по тем временам деньги.

КОРОТКАЯ ЗАМЕТКА

Произошедшую в майские праздники трагедию в Крыжовке старались замалчивать. Лишь несколько белорусских изданий опубликовали короткую заметку о происшествии:

«2 мая 1977 г. в 17 часов 10 минут на остановочном пункте «Крыжовка» произошел наезд пассажирского поезда Гродно – Орша на пригородный электропоезд, в результате которого 19 человек погибли, имеются пострадавшие. Всем получившим травмы оказана безотлагательная медицинская помощь. Для расследования причин крушения образована правительственная комиссия. Центральным Комитетом Коммунистической партии Белоруссии, правительством республики, Министерством путей сообщения СССР, партийными и советскими органами Минска и области, Управлением БЖД принимаются меры по оказанию необходимой помощи семьям погибших и пострадавших».

ЦЕПЬ СЛУЧАЙНОСТЕЙ

В начале мая 1977 года в Беларуси установилась жаркая погода. Горожане устремились на природу. Информация о высокой температуре воздуха была важна для дорожников: нагревшись, изолированные друг от друга рельсовые стыки, расположенные около светофора, могли сомкнуться и нарушить работу автоматической блокировки, которой оборудованы пути.

В день трагедии из-за высокой температуры торцы стыка у светофора №7702 сомкнулись. Электрическая цепь замкнулась. Светофор, соединенный с рельсами электрической цепью, автоматически показал красный сигнал. Дежурная была обязана сообщить об инциденте диспетчеру, однако не сделала этого, а только вызвала электромеханика. Тот попросил вызвать для ремонта изостыка работников службы пути, и рельсы стали пилить обычной ножовкой.

Светофор же начали регулировать вручную, чтобы не докладывать о произошедшем начальству, ведь задержка поездов – серьезная провинность. Реле переключали так, чтобы загорался разрешающий зеленый сигнал, имитируя исправность этой сигнальной точки. Подобным способом были пропущены 12 составов, в том числе электропоезд Олехновичи – Минск.

Однако после проезда электрички механик забыл поставить реле в нормальное положение – чтобы горел красный, – и следующий поезд Гродно – Орша направился на участок, который все еще был занят электричкой…

Сложилась опасная ситуация, но катастрофы все еще можно было избежать. Если бы электричка отправилась из Крыжовки по расписанию, составы разминулись бы. Но случилось неожиданное. В одном вагоне из-за жары заклинило двери, а наплыв пассажиров был настолько велик, что электричка не могла двинуться дальше.

Столкновения мог не допустить и машинист поезда. Однако в тот момент на железной дороге проводился эксперимент по ведению состава «в одно лицо». До сих пор вместе с машинистом в кабине находился помощник, но на этот раз в кабине был только один человек. Машинист поезда поздно заметил стоявшую на станции электричку и не успел вовремя затормозить.

КТО ВИНОВАТ?

В результате крушения оказались полностью разбиты два вагона электропоезда и тепловоз. Самые тяжелые потери были среди пассажиров электрички.

Виновниками аварии признали электромеханика, дежурную по путевому посту, дорожного мастера, а также машиниста поезда, который врезался в электричку. Цепочка случайностей, сопряженная с недосмотром каждого, привела к катастрофе…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно