1624

Советский Марс. Как рухнули планы Королёва на победу в космической гонке?

Сергей Королев.
Сергей Королев. Commons.wikimedia.org

60 лет назад, 4 июня 1960 года, под грифом «Совершенно секретно. Особой важности» было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О плане освоения космического пространства на 1960 год и первую половину 1961 года».

Как правило, львиную долю внимания историков космонавтики привлекает первый пункт приложения к этому постановлению. И это вполне объяснимо. Он касался космического корабля «Восток», на котором именно что «в первой половине 1961 года» состоялся первый полёт человека в космос. И в этом плане совершенно справедливым выглядят слова, вынесенные в финал первого пункта: «Разработка спутников Восток является фундаментальной задачей и укрепит за наукой и техникой Советского Союза в вопросах освоения космоса ведущее положение». 

Здесь вопросов нет  всё сбылось по «хотению» ЦК КПСС и «по велению» команды Сергея Королёва. Полёт Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток» действительно вывел СССР в безусловные лидеры космической гонки. На долгие восемь лет  до тех самых пор, пока США не отыгрались своим пилотируемым полётом на Луну. 

Считается, что «Большая гонка», если иметь в виду пилотируемую космонавтику, на этом фактически завершилась. То, что было дальше  долговременные орбитальные станции СССР и программа «Спейс-шаттл» США,  это освоение человеком не космоса как такового, а околоземных орбит. Да и здесь было допущено столько проколов в планировании, что недавний полёт космического корабля Crew Dragon к Международной космической станции преподносится как величайшее достижение не только корпорации Space X и лично Илона Маска, но и всего человечества. Хотя по факту это лишь восстановление того, что было потеряно.

Фокус, однако, в том, что то приложение к тому давнему советскому постановлению не ограничивалось только первым пунктом. Следом шло ещё шесть. И один из них, второй по счёту, должен был стать отправной точкой для следующего этапа «Большой гонки», по сравнению с которым высадка на Луну представляется игрой в песочнице. Вот он: «Создание на базе ракеты Р-7 четырехступенчатого носителя, который позволит осуществить полеты автоматических станций к ближайшим планетам… В сентябре или первой половине октября 1960 года осуществить запуск объекта М с целью достижения района Марса, фотографирования его поверхности, передачи изображения на Землю, проведения ряда научных исследований».

Сейчас это кажется обыденностью  подумаешь, долететь до Марса! Вон сколько аппаратов долетело, а американский марсоход Curiosity вообще до сих пор в строю и передаёт увлекательные картинки с поверхности Красной планеты. 

Однако по тем временам проект полёта с целью «достижение района Марса» был прорывным. Особенно если посмотреть, для чего, собственно, этот проект затевали.

Дело в том, что Королёв вообще не рассматривал Луну как приоритет и уж тем более как финал «Большой гонки». Самым важной, самой главной целью своей работы он считал пилотируемый полёт на Марс. Даже триумф Гагарина рассматривался как ступенька к грандиозному, захватывающему проекту полёта к Красной планете. 

И работа над ним началась тогда  в 1960 году. Вот что говорит об этом инженер-конструктор космической техники, ведущий конструктор комплекса «Энергия-Буран» Владимир Бугров: «В тот период в группах нашего сектора были сосредоточены все основные проектные работы по нашим первым автоматическим аппаратам. Королёв придавал им большое значение  они позволяли прощупать проблемы реального межпланетного полета. При полётах автоматов к Марсу практически отрабатывались элементы будущей межпланетной экспедиции».

В том же июне 1960 года Королёв продавливает ещё одно постановление ЦК КПСС и Совмина СССР  «О создании мощных ракет-носителей». Знаменитая «лунная» ракета Н-1 в момент рождения замысла и эскизных проектов была не лунной, а «марсианской». Главной её задачей становилась доставка на орбиту блоков, из которых собирался Тяжёлый межпланетный корабль  ТМК. Группе разработчиков ТМК, куда входил и Бугров, к 1964 году удалось снизить проектный стартовый вес корабля до 378 тонн. Соответственно, для сборки ТМК на орбите было бы вполне достаточно четырёх пусков ракеты Н-1. 

Продумано было всё  тот же Бугров предложил и разработал остроумную схему аэродинамического торможения корабля в атмосфере Марса, которая, собственно, и позволила резко снизить его стартовый вес и сократить время сборки до 1 года. Группа специалистов занималась разработкой замкнутого биолого-технического комплекса, призванного обеспечить круговорот веществ, потребляемых и выделяемых экипажем  по существующей в земных условиях схеме. Была спроектирована оранжерея, где предполагалось выращивать картофель, сахарную свеклу, рис, бобовые, капусту, морковь, салат и другие культуры. Растения планировалось размещать на компактных стеллажах, разумеется, не в земле, а на гидропонике, корни же помещать в специальные капсулы, к которым подводится питательный раствор.

Словом, проект постепенно становился реальностью  в своём докладе «План освоения Марса и Венеры» Королёв буднично назвал дату первой марсианской экспедиции  1974 год. 

Было ли это осуществимо? Вполне возможно. После полёта Гагарина президент США Джон Кеннеди сделал заявление, над которым многие тогда посмеялись: «Мы решили покорить Луну именно в этом десятилетии». На тот момент США ещё не запустили человека на орбиту.

К 1964 году задел Королёва был намного больше. По расчётам Бугрова, проект подготовки полёта на Марс был выполнен примерно наполовину. Для его полного осуществления нужно было немногое  нормальная плановая работа без авралов и резких поворотов.

Однако всё произошло с точностью до наоборот. В том же 1964 году руководство СССР, впечатлённое успехами американцев в продвижении Лунной программы, дало задание опередить Штаты именно на Луне. Марсианская экспедиция сначала забуксовала, а после смерти Королёва в 1966 году заглохла вовсе. Шанс поставить пилотируемым полётом на Марс жирную точку в «Большой гонке» был упущен безвозвратно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно