752

«Состряпал на скорую руку». «Подмосковные вечера» три года лежали в столе

Композитор Василий Соловьев-Седой. 1975 год.
Композитор Василий Соловьев-Седой. 1975 год. www.globallookpress.com

25 апреля исполняется 115 лет со дня рождения композитора Василия Соловьева-Седова. Гениального мелодиста, чья песня «Подмосковные вечера» была признана в 20 веке самой популярной русской песней в мире. Советские артисты, гастролировавшие по самым разным странам, знали: стоит только прозвучать первым аккордам «Подмосковных вечеров», как зал начнет подпевать. Ведь текст песни благодаря ее популярности был переведен на десятки языков. 

Как вечера подмосковными стали

Судьба «Подмосковных вечеров» удивительна и полна парадоксов. 

Начиная с того, что сам композитор относился к своему творению весьма скептически. Недаром песня несколько лет пролежала в столе у него на даче в Комарово под Ленинградом, где, собственно, и появилась на свет. И называлась она тогда «Ленинградские вечера». Написав это лирическое произведение, Василий Павлович о нем благополучно забыл. И вспомнил из практических соображений, когда в 1956 г. ему предложили написать несколько песен для документального фильма по следам 1-й летней Спартакиады народов СССР. Композитор решил использовать уже готовую мелодию. Текст песни, по собственным словам Соловьева-Седого, «состряпал на скорую руку» поэт Михаил Матусовский. В будущем, когда песня стала популярной, Матусовский сильно переживал из-за слов коллеги. А тогда песне пришлось поменять название на «Подмосковные вечера», ведь Спартакиада проходила в столице, а не в Ленинграде. Авторы не возлагали на «Подмосковные вечера» особых надежд.

Как песня попала в «Книгу рекордов Гинесса»

Однако дальнейшая судьба песни показала, насколько для завоевания зрительских сердец важен исполнитель. За кадром фильма она звучала в исполнении актера и певца Владимира Трошина. И если вначале у создателей документальной ленты были сомнения, нужна ли им вообще эта композиция, то, услышав, как ее поет Трошин, решили непременно оставить в картине. А дальше слава песни нарастала лавинообразно. Ее начали ставить на радио, а в 1957 году, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, творение Соловьева-Седового стало главным музыкальным хитом. Следующие годы песня триумфально шествовала по планете. В 1958 г. мелодию исполнял известный пианист Ван Клиберн, ее пел американский джазовый певец Луи Армстронг. В 1964 г. радиостанция «Маяк» взяла первые аккорды песни как свои позывные сигналы, а в 1980-м «Подмосковные вечера» были признаны в мире самой популярной русской песней и позднее вошли в «Книгу Гиннеса» как рекордсмен по количеству исполнений. 

Как чиновники запретили, а народ одобрил

Знакомясь с обстоятельствами создания песни «Подмосковные вечера», современный читатель может решить, что композитор остался в истории культуры как автор одного хита. Категорически нет! Соловьев-Седой — эпоха в истории советской песни. Он написал более 400 песен, музыку к кинофильмам.

Многие его песни страна знала наизусть: «Первым делом, первым делом самолеты…», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…». А первой песней композитора, получившей всенародную славу, стала «Вечер на рейде», которую он написал в самом начале Великой Отечественной.

Причем сделал это, можно сказать, между делом. В 1941 г. Василий Павлович трудился на разгрузке барж в ленинградском порту. Вечером в момент отдыха он услышал с корабля, стоящего на рейде, звуки баяна. «В эти минуты, — вспоминал Соловьев-Седой, — у меня зародилась идея с описанием этого тихого чудесного вечера, выпавшего на долю людей, которым вскоре предстояло идти в бой». Композитор придумал фразу «Прощай, любимый город!», остальные слова сочинил поэт Александр Чуркин, который в тот день разгружал баржи вместе с Василием Павловичем. Однако чиновники в городском отделении Союза композиторов песню не одобрили, сочтя ее «упадочной и минорной», и разрешения на её исполнение авторы не получили. Но здесь, как в будущем с «Подмосковными вечерами», вмешался случай. Соловьёв-Седой показал песню своим друзьям из Центрального ансамбля Военно-морского флота. И те, разучив ее, под личную ответственность начали исполнять на концертах. Песня сама пробила себе дорогу — к началу 1942 года ее пела вся страна. О популярности песни говорит и тот факт, что на разных фронтах появились её переделанные варианты.

Парашютисты пели:

«Споёмте, друзья,
Ведь завтра в полёт
Летим мы во вражеский тыл…»

Крымские партизаны подхватывали:

«И ранней порой
мелькнёт за спиной
зелёный мешок вещевой…» 

Как одна песня две жизни получила

Василий Павлович был автором музыки ко многим известным советским фильмам. В первую очередь это «Баллада о солдате» (1959) режиссёра Григория Чухрая, где звучала песня Соловьева-Седого «Шёл солдат» на стихи Матусовского. Эта картина в 1960-м получила специальную премию жюри на Каннском фестивале, а в следующие годы к этому прибавилось еще полсотни международных наград. А одна песня Соловьёва-Седого стала музыкальным мотивом для двух фильмов с временным разрывом в полвека. Это произошло с песней «Марш нахимовцев» на слова Глейзарова.

Она звучит в исполнении детского хора:

«Солнышко светит ясное
Здравствуй, страна прекрасная
Юные нахимовцы тебе шлют привет!»

в фильме «Счастливого плавания!» (1949), а через 50 лет, в 1989 г., эта же песня прозвучала в картине режиссера Сергея Соловьева «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». И, конечно, нельзя обойти музыку композитора в фильме «Первая перчатка», это всем известная «Закаляйся».

Это еще раз доказывает, что мелодии, написанные гениальным композитором Соловьевым-Седым, вне времени. А сам он — народный композитор не по званию, а по призванию. О чем свидетельствуют прижизненные тиражи пластинок с песнями Соловьева-Седова — их вышло 2,5 млн (!) экземпляров. 

Хотя заслуженных званий у композитора было множество, он был удивительно демократичен в общении. До конца дней сохранял в себе мальчишеский задор, в письме к друзьям мог подписаться как «Васолов» или нотными знаками: «Фа-си-ля Си-до» (Василий Седой). 

А вот его почитатели, среди которых был и знаменитый полководец Георгий Жуков, в отношении композитора испытывали искренний пиетет и благодарность за его музыку, которая в страшные дни войны была поддержкой и для солдат на фронте, и для тех, кто ковал Победу в тылу и ждал близких с войны домой. Жуков называл Соловьева-Седого «Маршалом песни». И пусть такого звания не было в официальных циркулярах, но ведь и судьба песен Василия Павловича не укладывалась в обычные рамки. Его гениальное музыкальное наследство стало частью истории нашей страны. Героической истории. Ведь даже музыку у нас пишут «маршалы». 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно