1715

Проклятие океана. Что стоит за легендой о «Летучем голландце»?

Исторически за моряками закрепилась репутация людей суеверных, весьма щепетильно относящихся к соблюдению различных примет. Дурной знак для покорителя морей — это весьма серьезно. Удивляться этому не стоит, вспоминая историю мореплавания.

Страшный грех капитана

Столетиями люди покоряли моря на судах, которые стихия разрушала с необычайной легкостью. Гибель целых экипажей была обычным делом. В таких условиях поневоле станешь следить за всем, что может сулить проблемы.

Худшее предзнаменование для моряков — увидеть «Летучий голландец». Проклятый корабль-призрак, согласно поверью, своим видом обещает погибель.

Как же родилась самая известная морская легенда?

Согласно преданию, в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен возвращался из Ост-Индии. Пассажирами на судне была молодая пара. Капитан воспылал страстью к девушке, убил ее спутника и предложил стать его женой. Но несчастная предпочла покончить с собой, выбросившись за борт. После этого корабль попал в сильнейший шторм у мыса Доброй Надежды. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдет на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдет вечность. Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлек на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречен бороздить волны мирового океана до второго пришествия.

Разновидности легенды оставляют капитану шанс — якобы раз в десять лет он имеет возможность сойти на берег, и если в этот день он найдет девушку, которая добровольно согласится стать его женой, то Ван дер Деккен будет прощен.

Явление культуры

Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу», приписываемое Джорджу Баррингтону.

В 1839 году вышел роман английского писателя Фредерика Марриета «Корабль-призрак», рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.

А далее «Летучий голландец» стал кочевать по литературе разных стран, включая Россию. В 1843 году Рихард Вагнер, который сам однажды пережил в море сильнейшую бурю, написал оперу в трех актах «Летучий голландец».

В XXI веке легенда о «Летучем голландце» более всего знакома широкой публике благодаря блокбастеру «Пираты Карибского моря».

Живучесть этой истории, возможно, объясняется тем, что она периодически... получает подтверждение.

Писк смерти: что на самом деле губило моряков?

К примеру, будущий король Британии Георг V, двоюродный брат Николая II, в 1881 году записал в дневнике, что лично наблюдал в море «Летучего голландца». По утверждению сановной особы, его слова могли подтвердить еще 13 свидетелей.

Разумеется, Георг V не видел корабль проклятого капитана. Но вот корабль-призрак он мог увидеть запросто.

Исследователи, искавшие реальную подоплеку легенды, пришли к выводу, что в XVII веке, а скорее всего, и раньше, экипажам кораблей встречались неуправляемые суда, не подававшие признаков жизни. Когда удавалось подняться на борт, то там порой не находили вообще никого, а иногда — только мертвецов.

В последнем случае судно, повстречавшее призрака, и само вскоре оказывалось в беде из-за смертей членов экипажа. Исследователи объясняют это не мистикой, а желтой лихорадкой. Этот недуг переносится комарами, которые активно размножаются в емкостях с питьевой водой. Начавшаяся на борту эпидемия стремительно выкашивала целые экипажи, прежде чем они успевали добраться до берега. Ступать на борт такого «судна мертвых» действительно было чревато — комары немедленно атаковали вновь прибывших, и эпидемия вспыхивала на борту нового корабля.

Что касается совершенно пустых судов, то порой в результате мощного шторма вся команда могла быть смыта за борт. Корабль, переживший стихию, дальше шел уже только по воле волн.

От «Цезаря» до «Холчу»: реальность, похожая на выдумку

Вот лишь несколько примеров подобных историй. 12 октября 1775 года китобойное судно «Геральд» обнаружило у берегов Гренландии судно «Цезарь». В 1761 году «Цезарь» покинул Англию, взял курс на Северную Аляску и пропал без вести. Нашедшие его китобои утверждали, что корабль представлял собой музей ледяных скульптур, экспонатами в котором были мертвые люди, застывшие в неестественных позах. Экипаж «Геральда» в ужасе бежал, прихватив судовой журнал «Цезаря». Удалось разобрать лишь последнюю запись, полную отчаяния: «Это конец». По всей видимости, судно угодило в ледяную ловушку и застряло во льдах. Экипаж погиб от голода и переохлаждения, а корабль через какое-то время освободился благодаря сдвижке льдов. При этом известно, что последняя запись в журнале датирована 1762 годом. Таким образом, «Цезарь» дрейфовал в Арктике целых 13 лет.

В ноябре 1872 года судно «Мария Селеста» вышло из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта. На судне, кроме 37-летнего капитана Бенджамина Бриггса и команды в семь человек, находились жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и его двухлетняя дочь София Матильда.

Спустя четыре недели судно в исправном состоянии, но без людей, было обнаружено бригом «Деи Грация». Следы показывали, что экипаж «Марии Селесты» оставил борт в спешке, однако корабль явно не попадал в шторм, а груз не был поврежден. Что произошло с людьми, так и осталось загадкой.

В 1902 году германский четырехмачтовый барк «Фрейя», вышедший из мексиканского порта Мансанильо, был обнаружен через 17 дней полузатопленным с сильным креном на левый борт. Несмотря на то, что никаких штормов в то время у западных берегов Мексики не наблюдалось, стеньги мачт «Фрейи» были сломаны. Экипажа на борту не было. Причины его исчезновения остались невыясненными.

В феврале 1953 года грузовой теплоход «Холчу» с грузом риса был обнаружен моряками английского судна «Рэни». Корабль был поврежден стихией, но спасательные шлюпки были на своих местах. На борту был полный запас топлива и воды. Пять членов экипажа исчезли бесследно.

Приказано расстрелять

Подобные истории происходят и поныне. Японский траулер «Реуун Мару», приписанный к порту Хатинохэ в японской префектуре Аомори, без экипажа был унесен в открытое море 11 марта 2011 года мощным цунами, высота волн которого достигала десяти метров. Судно, однако, не затонуло, а спустя несколько недель обнаружилось у берегов Канады, после чего добралось и до территориальных вод США. 

Такой «призрак», идущий без судовых огней, грозит столкновением в море и реальной бедой. Поэтому в подобных случаях в дело вступают ВМС, отправляя брошенные корабли на дно.

«Реуун Мару», кстати, проявил необычайную живучесть — судам береговой охраны пришлось обстреливать его в течение четырех часов, пока он все-таки не отправился на дно Аляскинского залива.

Так что легенда о «Летучем голландце» жива и будет жить еще очень долго.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно