«Запоминается последняя фраза», — такой постулат вывел разведчик Штирлиц, вернее, автор произведения Юлиан Семенов. Из последних десятилетий СССР граждане хорошо запомнили бесплатное среднее и высшее образование.
200 рублей в год
Это достижение советской эпохи относится к бесспорным, и апологеты СССР искренне обижаются, когда слышат, что в Советском Союзе так было не всегда. Но из песни слова не выкинешь: в течение достаточно длительного периода советским школьникам и студентам приходилось платить за обучение.
26 октября 1940 года председатель Совета Народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов подписал Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий».
«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, — говорилось в нем, — Совет Народных комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8-х, 9-х, и 10-х классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10-х классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
- а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год;
- б) во всех остальных городах, а также селах — 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10-х классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
- а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
- б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год».
Для человека, привычного к порядку вещей позднего СССР, это постановление выглядит шокирующим. Как же так? Ведь это нарушение всех принципов, заложенных в советский проект!
Цели благие, средств не хватает
Но тут нужно рассмотреть ситуацию несколько глубже. В 1918 году большевики сформулировали принципы новой школы: единая, светская, бесплатная, общедоступная.
Но с первых шагов эти принципы столкнулись с суровой реальностью, в которой не хватало средств ни на оборудование школ, ни на обеспечение достойного уровня жизни учителей. Да и самих учителей при всеобщем образовании, которого в Российской империи не существовало, не хватало. В итоге на обучение деньги собирали порой всем миром, вводя на местном уровне и оплату. Уровень ее при этом не должен был становиться препятствием для обучения широких слоев. Поэтому существовало большое количество льготников, которых в связи со сложным материальным положением семей освобождали ото всех платежей.
«Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей», — гласило разъяснение Народного комиссариата просвещения, выпущенное в 1921 году.
«Льготники» и «сборы на шторы»
Декрет Совнаркома от 28 июля 1924 года «О дополнении к постановлению о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Наркомпроса» гласил: «1. Рабочие и служащие, получающие заработок менее пятидесяти пяти рублей по первому поясу, пятидесяти рублей по второму поясу и сорока пяти рублей по третьему поясу, освобождаются от платы за обучение их детей в школах первой и второй ступени.
2. Правила и нормы по взиманию платы за обучение детей устанавливаются на местах губернскими исполнительными комитетами по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов с тем, чтобы отчисления не превышали пяти процентов получаемого жалованья, независимо от количества обучающихся детей».
5 процентов от жалования для лиц, не относящихся к числу малоимущих, — сумма, не носящая фатального характера и не лишающая детей возможности получать образование.
К 1930-м годам выплаты опустили на уровень самих школ, то есть пресловутые «сборы на шторы» появились еще тогда.
Надо сказать, что задачи, поставленные перед собой в сфере образования, большевики медленно, но верно решали. Удалось ликвидировать неграмотность среди взрослого населения, а детей охватили всеобщим образованием вплоть до 7-го класса, что по мировым меркам того времени было настоящим прорывом.
Стране нужны рабочие
В стране происходила индустриализация, а после прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов замаячила угроза новой войны.
Советскому Союзу остро требовались рабочие руки, и в этой связи приходилось чем-то жертвовать. Например, доступностью полного среднего и высшего образования.
Вместе с постановлением Молотова вышел и другой документ: «О государственных трудовых резервах СССР». Согласно ему сотни тысяч подростков в возрасте от 14 до 17 лет должны были направляться в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получение рабочих специальностей было совершенно бесплатным, но выпускники должны были в течение четырех лет работать на предприятиях, куда их отправляли по распределению.
Решение с учетом того, что Вторая мировая война шла уже полным ходом, понятное. Страна наращивала оборонно-промышленный потенциал и звала к станку. Тем, кто общему направлению следовать не хотел, предлагалось заплатить. Много это или мало? Средняя зарплата рабочего в СССР в 1940 году составляла 340 рублей в месяц. 200 рублей в год за обучение ребенка в старших классах — ощутимо, но не фатально. 400 рублей за учебу в столичных вузах — еще более существенно, но опять-таки нельзя сказать, что это был непреодолимый барьер на пути к мечте.
Ограничение, но не стена: чем постановление Молотова отличается от «циркуляра о кухаркиных детях»
Сравнивать постановление Молотова со знаменитым царским «циркуляром о кухаркиных детях» некорректно: задачи намеренно поражать в правах какие-то группы граждан советская власть не ставила. Первоначально предполагалось, что льготников в данном случае не будет вообще. Однако почти сразу от платы за обучение освободили воспитанников детских домов, детей пенсионеров-инвалидов, затем детей педагогов. А с началом Великой Отечественной войны число льготных категорий, освобождавшихся от платежей за образование, стало расти в геометрической прогрессии.
Тем, кто хотел учиться бесплатно, была открыта дорога в военные и авиационные училища: там никакой платы за обучение не взимали.
Понятно, что нововведение радости у граждан не вызвало. Кое-где студенты устраивали настоящие акции протеста во время лекций, заявляя, что власть предает ленинские идеалы и возвращается к «царским порядкам». Несмотря на подобную крамолу, власти репрессивную машину не запускали: накануне войны было просто не до того.
Испытания военного лихолетья вообще быстро отодвинули вопрос платы за обучение куда-то на периферию общественного внимания.
Да и вообще, историй о том, как плата за обучение в старших классах сломала людям жизнь, практически нет. Еще во время войны, помимо расширения категорий льготников, плату за обучение отменили для коренных народов среднеазиатских союзных республик. Решение абсолютно понятное: там, где образованных кадров не хватало, молодежь максимально стимулировали к получению полного среднего и высшего образования.
Новый поворот
К середине 1950-х, когда страна преодолела послевоенную разруху, необходимость в постановлении 1940 года отпала. Теперь Советскому Союзу нужны были высококвалифицированные рабочие, с 10 классами образования, а лучше — и с вузом за плечами. Государство само готово было платить за это.
6 июня 1956 года вышло постановление Совета министров СССР №768, которое гласило: «В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
Советская страна вступила в новую эпоху: власти призывали тех, кто не окончил 10 классов, поступать, несмотря на возраст, в вечерние школы (достаточно вспомнить легендарный фильм «Большая перемена»), а затем — на вечерние и заочные отделения вузов. Само собой, теперь уже полностью бесплатно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть