2356

Под крылом вождя. Почему Пырьева и Черкасова называли любимцами Сталина

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Великие руины 18/05/2021
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, фильм «Александр Невский» обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, фильм «Александр Невский» обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа. Кадр из фильма

Каток репрессий в сталинские времена подмял под себя множество людей, в числе которых были полководцы, писатели, актеры, ученые... Многие прошли через задержания, избиения, тюрьмы и лагеря. Но была небольшая творческая элита тех, кого минула участь «врагов народа» и кого называли любимцами Сталина.

Расскажем о судьбах двоих известных людей из мира искусства – актере Николае Черкасове и режиссере Иване Пырьеве.

Историческая личность

Актёр Николай Черкасов, которого зрители обожали за образы Паганеля, профессора Полежаева, Александра Невского, был настоящим любимцем вождя. Именно в разгар репрессий 1937 года к нему пришёл большой успех. Популярность Черкасова вождь быстро обратил в дело и лично курировал работу над историко-биографическим фильмом «Александр Невский», который режиссер Сергей Эйзенштейн по заказу Сталина снял всего за полгода. И даже концовку, где главный герой погибал, поменяли на счастливую. Перед выходом на экран Сталин распорядился «вымарать» из фильма не к месту, по его мнению, включенные эпизоды, после чего картину увидели зрители.

В августе 1939 года, после того как СССР и Германия заключили пакт о ненападении, фильм был запрещен из соображений политкорректности по отношению к Германии. Все его копии были изъяты из обращения. Но в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александра Невского» не только разрешили, но и обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа.

Артист номер один

Почему эта картина была так важна для Сталина? Вот как об этом вспоминал Эйзенштейн: «Шел 1938 год. «Патриотизм - наша тема» - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

В 1941 году Черкасов был удостоен за роль Александра Невского Сталинской премии. Чуть позже в СССР появился орден Александра Невского. На нем по требованию вождя был изображен профиль Николая Черкасова.

С этого момента Николай Черкасов стал государственным актёром номер один. Он, народный артист, лауреат Сталинских премий, жил в обкомовском доме возле «Ленфильма», имел дачу в Комарово. При этом обласканный властью актер не боялся заступаться за репрессированных. Зная это, к нему обращались многие, и Черкасов старался им помочь. Режиссер знаменитого ленинградского БДТ Георгий Товстоногов впоследствии говорил: чтобы собрать всех людей, которым помог артист на своем посту, пришлось бы арендовать стадион.

А Сталин имел на Черкасова собственные планы. Ведь, по его замыслу, Николай Константинович должен был сыграть на экране не кого-нибудь, а самого вождя. Правда, в образе Ивана Грозного. Одноименную картину Сергей Эйзенштейн снимал весной 1943 года в Алма-Ате. После окончания войны началась работа и над второй серией картины, однако ее судьба оказалась незавидной. Специальное постановление ЦК ВКП(б) на сей счет гласило: «Режиссер С. Эйзенштейн в 2-й серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов...»

Как помог случай

А вот знаменитому режиссеру Ивану Пырьеву в начале карьеры не везло: его картины жестко критиковали. В 1936 году, когда Пырьев выпустил свой пятый фильм «Партийный билет», рассказывающий о противостоянии зарубежному диверсанту, лента не понравилась партийному руководству и была забракована. Одной из претензий стало то, что главный антигерой ленты — собственно, диверсант — оказался «слишком обаятелен». На сей раз на Пырьеве решили поставить крест и уволили его с «Мосфильма».

«Зарезанную» цензурой картину «Партийный билет» Ивана Пырьева спасло то, что она понравилась Сталину.
«Зарезанную» цензурой картину «Партийный билет» Ивана Пырьева спасло то, что она понравилась Сталину. Фото: Кадр из фильма

Тут-то и вмешался случай. «Зарезанную» цензурой картину увидел Сталин. Работа режиссёра в «Партийном билете» настолько ему понравилась, что он лично распорядился выпустить ленту на экраны. С таким мнением не могли бороться никакие цензоры, которые раньше отправляли картины Пырьева в архив, а его самого отстраняли от съёмок.

Правда, поначалу даже положительное мнение Сталина не могло полностью преодолеть негативное отношение к Пырьеву со стороны ряда чиновников. Не давать ему снимать они не могли, но мешать — вполне. Из-за противостояния с руководством «Мосфильма» свою первую комедию «Богатая невеста» Иван Александрович был вынужден снимать в Киеве, на местной киностудии. Но и тут лёгкой жизни не получилось. Киевские чиновники распорядились остановить производство картины, посчитав, что «нельзя снимать комедии про главное детище партии — колхозы». Лишь после смены руководства Госкино доснятую Пырьевым на свой страх и риск «Богатую невесту» решили попробовать одобрить в Кремле и выпустить в прокат. После первых показов в кинотеатрах ленту ждал оглушительный успех.

«Богатая невеста» в жизни Пырьева была настоящим прорывом. Благодаря ей он «нащупал» свой жанр: народная комедия. Впервые в советском кино Иван Александрович получил высшую госнаграду — орден Ленина — за «фильм лёгкого жанра».

Следующая лента — «Трактористы» — закрепила статус Пырьева как творца самых успешных советских комедий той поры и принесла ему первую Сталинскую премию.

Военные годы

Летом 1941 года Пырьев работал над фильмом «Свинарка и пастух». Как только стало известно о начале войны, съёмки были остановлены. Почти все мужчины из съёмочной группы записались добровольцами на фронт. Не оставался в стороне и ветеран двух войн (Первой мировой и Гражданской) Пырьев. Но уже буквально из строя он был затребован сотрудниками госбезопасности и увезён в Москву. Оказалось — на «Мосфильм». Сталин лично распорядился завершить работу над «Свинаркой и пастухом»...

За годы войны Иван Александрович снял ещё 2 фильма. После «Свинарки и пастуха» был «Секретарь райкома», а потом — легендарный «В 6 часов вечера после войны». На момент его создания шёл ещё 1944 год. Советские войска только вышли к границам Союза, шли упорные бои, а Пырьев показывал с экрана празднования в честь Победы. Он верил в эту победу и хотел, чтобы измождённые тремя годами ужаса люди тоже поверили в её скорое приближение.

После войны Пырьев продолжал «приближать будущее». В 1950 году, когда страна ещё буквально лежала в руинах и пыталась восстановиться после ужасающей войны, на экраны вышел фильм «Кубанские казаки». В нём - радостные люди, изобилие продуктов, идиллическая картинка... После смерти Сталина на волне резкой критики всех проявлений этого периода Пырьева стали обвинять в искажении действительности и её «лакировке». Но сами актёры защищали Ивана Александровича. Так, Владлен Давыдов вспоминал: «Я спросил Пырьева: «Почему я колхозник, разве я похож на колхозника?» - Пырьев тогда отвечал: «А я хочу, чтобы такие были колхозники, интеллигентные. Это будущее, это пример».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно