Каток репрессий в сталинские времена подмял под себя множество людей, в числе которых были полководцы, писатели, актеры, ученые... Многие прошли через задержания, избиения, тюрьмы и лагеря. Но была небольшая творческая элита тех, кого минула участь «врагов народа» и кого называли любимцами Сталина.
Расскажем о судьбах двоих известных людей из мира искусства – актере Николае Черкасове и режиссере Иване Пырьеве.
Историческая личность
Актёр Николай Черкасов, которого зрители обожали за образы Паганеля, профессора Полежаева, Александра Невского, был настоящим любимцем вождя. Именно в разгар репрессий 1937 года к нему пришёл большой успех. Популярность Черкасова вождь быстро обратил в дело и лично курировал работу над историко-биографическим фильмом «Александр Невский», который режиссер Сергей Эйзенштейн по заказу Сталина снял всего за полгода. И даже концовку, где главный герой погибал, поменяли на счастливую. Перед выходом на экран Сталин распорядился «вымарать» из фильма не к месту, по его мнению, включенные эпизоды, после чего картину увидели зрители.
В августе 1939 года, после того как СССР и Германия заключили пакт о ненападении, фильм был запрещен из соображений политкорректности по отношению к Германии. Все его копии были изъяты из обращения. Но в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александра Невского» не только разрешили, но и обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа.
Артист номер один
Почему эта картина была так важна для Сталина? Вот как об этом вспоминал Эйзенштейн: «Шел 1938 год. «Патриотизм - наша тема» - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».
В 1941 году Черкасов был удостоен за роль Александра Невского Сталинской премии. Чуть позже в СССР появился орден Александра Невского. На нем по требованию вождя был изображен профиль Николая Черкасова.
С этого момента Николай Черкасов стал государственным актёром номер один. Он, народный артист, лауреат Сталинских премий, жил в обкомовском доме возле «Ленфильма», имел дачу в Комарово. При этом обласканный властью актер не боялся заступаться за репрессированных. Зная это, к нему обращались многие, и Черкасов старался им помочь. Режиссер знаменитого ленинградского БДТ Георгий Товстоногов впоследствии говорил: чтобы собрать всех людей, которым помог артист на своем посту, пришлось бы арендовать стадион.
А Сталин имел на Черкасова собственные планы. Ведь, по его замыслу, Николай Константинович должен был сыграть на экране не кого-нибудь, а самого вождя. Правда, в образе Ивана Грозного. Одноименную картину Сергей Эйзенштейн снимал весной 1943 года в Алма-Ате. После окончания войны началась работа и над второй серией картины, однако ее судьба оказалась незавидной. Специальное постановление ЦК ВКП(б) на сей счет гласило: «Режиссер С. Эйзенштейн в 2-й серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов...»
Как помог случай
А вот знаменитому режиссеру Ивану Пырьеву в начале карьеры не везло: его картины жестко критиковали. В 1936 году, когда Пырьев выпустил свой пятый фильм «Партийный билет», рассказывающий о противостоянии зарубежному диверсанту, лента не понравилась партийному руководству и была забракована. Одной из претензий стало то, что главный антигерой ленты — собственно, диверсант — оказался «слишком обаятелен». На сей раз на Пырьеве решили поставить крест и уволили его с «Мосфильма».
Тут-то и вмешался случай. «Зарезанную» цензурой картину увидел Сталин. Работа режиссёра в «Партийном билете» настолько ему понравилась, что он лично распорядился выпустить ленту на экраны. С таким мнением не могли бороться никакие цензоры, которые раньше отправляли картины Пырьева в архив, а его самого отстраняли от съёмок.
Правда, поначалу даже положительное мнение Сталина не могло полностью преодолеть негативное отношение к Пырьеву со стороны ряда чиновников. Не давать ему снимать они не могли, но мешать — вполне. Из-за противостояния с руководством «Мосфильма» свою первую комедию «Богатая невеста» Иван Александрович был вынужден снимать в Киеве, на местной киностудии. Но и тут лёгкой жизни не получилось. Киевские чиновники распорядились остановить производство картины, посчитав, что «нельзя снимать комедии про главное детище партии — колхозы». Лишь после смены руководства Госкино доснятую Пырьевым на свой страх и риск «Богатую невесту» решили попробовать одобрить в Кремле и выпустить в прокат. После первых показов в кинотеатрах ленту ждал оглушительный успех.
«Богатая невеста» в жизни Пырьева была настоящим прорывом. Благодаря ей он «нащупал» свой жанр: народная комедия. Впервые в советском кино Иван Александрович получил высшую госнаграду — орден Ленина — за «фильм лёгкого жанра».
Следующая лента — «Трактористы» — закрепила статус Пырьева как творца самых успешных советских комедий той поры и принесла ему первую Сталинскую премию.
Военные годы
Летом 1941 года Пырьев работал над фильмом «Свинарка и пастух». Как только стало известно о начале войны, съёмки были остановлены. Почти все мужчины из съёмочной группы записались добровольцами на фронт. Не оставался в стороне и ветеран двух войн (Первой мировой и Гражданской) Пырьев. Но уже буквально из строя он был затребован сотрудниками госбезопасности и увезён в Москву. Оказалось — на «Мосфильм». Сталин лично распорядился завершить работу над «Свинаркой и пастухом»...
За годы войны Иван Александрович снял ещё 2 фильма. После «Свинарки и пастуха» был «Секретарь райкома», а потом — легендарный «В 6 часов вечера после войны». На момент его создания шёл ещё 1944 год. Советские войска только вышли к границам Союза, шли упорные бои, а Пырьев показывал с экрана празднования в честь Победы. Он верил в эту победу и хотел, чтобы измождённые тремя годами ужаса люди тоже поверили в её скорое приближение.
После войны Пырьев продолжал «приближать будущее». В 1950 году, когда страна ещё буквально лежала в руинах и пыталась восстановиться после ужасающей войны, на экраны вышел фильм «Кубанские казаки». В нём - радостные люди, изобилие продуктов, идиллическая картинка... После смерти Сталина на волне резкой критики всех проявлений этого периода Пырьева стали обвинять в искажении действительности и её «лакировке». Но сами актёры защищали Ивана Александровича. Так, Владлен Давыдов вспоминал: «Я спросил Пырьева: «Почему я колхозник, разве я похож на колхозника?» - Пырьев тогда отвечал: «А я хочу, чтобы такие были колхозники, интеллигентные. Это будущее, это пример».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть