Середина 1990-х, вслед за рухнувшим Советским Союзом по швам трещит и Российская Федерация. В Чечне полыхает война, на остальных просторах страны процветает криминал на фоне полного обнищания населения.
«Ящики, 1200 штук»
Люди не столько живут, сколько выживают, полностью разуверившись в государстве как таковом. Но на родной земле все-таки проще. А каково было тем, кто в это время оказался в плену на чужбине?
Некогда могучая советская авиация в «лихие девяностые» выживала как могла. Разбившись на мелкие компании, авиаторы хватались за любую работу. Мощные советские транспортники Ил-76 пользовались спросом на международных линиях. Заказ в ту пору оценивался по щедрости оплаты, а не по опасности тех или иных перевозок.
3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», выполнял рейс по маршруту Тирана (Албания) — Кабул (Афганистан). В Тиране командир экипажа спросил: «Что везем?»
«Ящики, 1200 штук», — ответил менеджер.
Командир самолета Владимир Шарпатов был человеком опытным. По его собственному признанию, после развала Союза приходилось возить даже «самоходки», не говоря уже о военных грузах попроще. На этом фоне ящики с обычными патронами казались сущей мелочью. Тем более что поставки эти вполне официально осуществлялись в интересах кабульского правительства.
Принудительная посадка
О том, что так называемый «Северный Альянс» воюет с движением «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ), экипаж Ил-76, конечно, знал. Более того, до рейсов с патронами в Кандагар к талибам они возили продукты питания, воду, народно-хозяйственные грузы, поэтому знали и диспетчеров в Кандагаре, и даже летчиков, состоявших на службе у «Талибана».
Первые два рейса с «ящиками» прошли нормально, а вот 3 августа в районе Кандагара от них потребовали посадки для досмотра. На хвост Ил-76 сел старенький МиГ-21, и талибы пригрозили в случае отказа сбить транспортник. Шарпатов был готов побороться, но под давлением экипажа решил садиться.
А дальше была проверка ящиков, в ходе которой нашли единственную коробку с мелкокалиберными снарядами, запрещенным к перевозке на гражданских самолетах грузом. Экипажу грозили шариатским судом и смертной казнью. До этого, правда, не дошло: командиры талибов понимали, что русский самолет с экипажем может быть использован как предмет торга.
Долгое ожидание
Для Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, бортрадиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова начались тяжелые дни плена.
Переговоры шли очень трудно. От прежнего влияния нашей страны в мире не осталось и следа. О том, чтобы надавить на талибов, речь даже не шла. Об операции силами спецназа тоже не заикались: в 1995 году власти не давали подавить Басаева на собственной территории, какой уж там Афганистан. Худо-бедно удавалось привозить к пленникам врачей, воду, продовольствие. Но состояние экипажа, прежде всего моральное, постепенно ухудшалось. Талибы давили, предлагали сменить веру, поступить к ним на службу. С родины никаких обнадеживающих новостей не приходило. Так проходил месяц за месяцем...
В самом начале Шарпатову удалось убедить талибов в том, что Ил-76 нуждается в техническом обслуживании, иначе он быстро превратится в груду металлолома. Талибы понимали, что речь о машине ценой в миллионы долларов, поэтому пошли навстречу. Правда, на аэродром к самолету одновременно вывозили не больше четырех членов экипажа.
План побега
Шарпатов помнил историю советского летчика Михаила Девятаева, на вражеском самолете совершившего дерзкий побег из вражеского плена. А здесь свой, родной «Ильюшин», проверенный труженик, почему не рискнуть?
Когда провалилась попытка президента Татарстана Шаймиева обменять летчиков на запчасти для вертолетов «Талибана», пленники стали всерьез продумывать план побега. Помогло и то, что сами талибы расслабились, решив, что «шурави» смирились со своей судьбой.
10 июля 1996 года на очередное техобслуживание экипаж отправился в полном составе. Талибы не обратили на это внимания. В тот день летчики сумели «для профилактики» погонять самолет по летному полю. Охрана зорко следила за их действиями, но Шарпатов и не собирался идти на риск в этот день. Для начала нужно было прикинуть шансы на взлет, на уход от преследования. В тот день командир Ил-76 окончательно понял: побег остается единственной возможностью для освобождения.
Во время маневров по летному полю у самолета лопнуло одно колесо. ЧП стало поводом вновь попросить охрану вывезти экипаж к Ил-76 в полном составе.
Рукопашная на взлете
Произошло это только через месяц, 16 августа. Между этими двумя выездами исполнился год с момента пленения летчиков.
Шарпатов и его товарищи решили, что побег состоится именно в этот день. Была пятница, и талибы как ревностные мусульмане сосредоточились на молитве. Даже на аэродроме, когда работы затянулись, большая часть охраны отправилась совершать обряд. У самолета остались только три охранника, которые, спасаясь от жары, забрались внутрь салона.
Летчики запустили двигатели, радист Юрий Вшивцев предупредил диспетчера, что экипаж сделает контрольный круг по полосе. Ответа не последовало: как оказалось, диспетчер тоже ушел на молитву.
Хватились охранники только тогда, когда самолет начал выруливать на взлет. Наперерез понеслась машина с автоматчиками. Скорости не хватало, но опытнейший командир экипажа оторвал транспортник от земли буквально в последний момент. Но на борту еще оставались трое боевиков. Им стали объяснять, что это просто тренировочный круг вокруг аэродрома. Когда же те все-таки поняли, что их дурят, члены экипажа бросились на них с заранее приготовленными веревками. После ожесточенной рукопашной охранники сами превратились в пленных.
Чтобы сбить с толку талибов, Ил-76 шел на предельно малой высоте и не в сторону России, как можно было подумать, а в направлении Ирана. Трюк сработал: отправленный в погоню МиГ беглецов не нашел.
Представить к наградам
Через два часа самолет приземлился в Объединенных Арабских Эмиратах, в Шардже. И здесь Шарпатова едва не задержали вместе со связанными талибами: из-за отпущенной в плену бороды его поначалу приняли за боевика. К счастью, быстро разобрались.
За четверть века побег летчиков из Афганистана оброс множеством мифов и легенд. В частности, по одной из версий, коридор для побега обеспечил Виктор Бут, ныне отбывающий срок в американской тюрьме. Также говорят, что часть талибов была подкуплена. Как бы то ни было, решающим в этой истории все равно было личное мужество летчиков, не павших духом после 378 дней в плену.
Кажется, для российских властей побег экипажа из плена стал еще большей неожиданностью, чем для талибов. В эпоху разоблачения всего и вся от подвигов соотечественников успели отвыкнуть. Тем не менее в Кремле сумели быстро сориентироваться. 22 августа был подписан указ о присвоении Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину звания Героя Российской Федерации. Остальных членов экипажа наградили орденами Мужества.
В 2010 году на экраны вышел фильм «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна, основанный на истории экипажа Ил-76. Авторы, изменив детали, сохранили суть, рассказав и о непростых отношениях между летчиками. Так уж получилось, что пути участников афганской эпопеи после их освобождения из плена разошлись. Определять, кто прав, а кто виноват, мы не вправе. Для этого нужно пройти то, что прошли они. Пройти и не сломаться...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть