3797

Неугомонные еретики. Критиковать власть было опасно во все века

"Аргументы и факты" в Беларуси № 48. Полезного аппетита! 01/12/2020
Ян Гус был лидером национального движения. C ним долго пытались расправиться. В конце концов, обвинив в ереси, вынесли смертный приговор.
Ян Гус был лидером национального движения. C ним долго пытались расправиться. В конце концов, обвинив в ереси, вынесли смертный приговор. Public domain

Критиковать власть, подвергать сомнению сложившиеся устои было опасно во все века. Тех, кто выделялся из общей массы, имел мнение, которое отличалось от общепринятого, не любили во все времена, потому что такие люди раздражают, мешают идти проторенным путем, сеют «смуту».

На заре своего существования человечество знало немало способов расправы с неугодными — от избивания палками и камнями до поедания. По мере того как развивались наука и правовая система, появлялись и более утонченные и изощренные методы. Оказалось, что человека достаточно признать сумасшедшим, чтобы лишить его всех прав: у такого можно отобрать собственность, его можно посадить в тюрьму, кастрировать и даже убить без каких-либо юридических последствий. Такая бесчеловечная практика просуществовала сотни лет.

«АиФ» решил вспомнить выдающихся личностей, ставших жертвами из-за своего инакомыслия.

«Сжечь - не значит опровергнуть»

Развивая теорию Коперника – о новой гелиоцентрической системе мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центральное положение, Земля же является одной из планет, вращающихся вокруг своей оси, - Джордано Бруно (1548-1600 гг.) выдвинул идеи о единстве Вселенной и множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала его скорее не за научные взгляды, а за критику общепринятых представлений о загробной жизни. Более того, он называл религию силой, которая порождает войны, раздоры и пороки общества. Такого церковники простить не могли: инквизиционный трибунал своим приговором признал Джордано Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Его передали под суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови». Под этой формулировкой скрывалось аутодафе - сожжение живьём. Выслушав вердикт, Джордано Бруно изрёк: «Сжечь - не значит опровергнуть!»

Что касается Николая Коперника (1473–1543 гг.), то инквизиторы всласть поиздевались над его книгой «Об обращении небесных сфер», где он изложил новую теорию о гелиоцентрической системе мира. Труд ученого вышел «в свет», как говорится, в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности. Теория Коперника рассматривалась католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 г. издание, опубликованное в 1543 году, было внесено в «Индекс запрещенных книг» и оставалось под запретом до 1828 г.

Убежденный борец

Истинным борцом за свои убеждения был итальянский писатель, поэт, автор «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321 гг.). В своей поэме о странствиях по кругам Ада, Чистилищу и Раю, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы, Данте как истинный гуманист не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа.

Подобное осуждение Божественной воли раздражало инквизицию, поэтому его поэма была немедленно запрещена католической цензурой. Данте был неугоден католической церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой римским и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. Из-за противодействия папской политике правителей города он был вынужден в 1302 году бежать из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

Покушался на устои

Богослов, мыслитель Ян Гус (1371-1415 гг.) осмелился пойти против «генерального курса» церкви. Основой для собственной доктрины Яна Гуса стали работы английского богослова Джона Уиклифа, профессора Оксфорда, который жёстко критиковал духовенство за алчность, корыстолюбие и борьбу за светскую власть. Яркие проповеди Яна Гуса очень быстро обрели широкую популярность. Проповедник затрагивал не только церковную жизнь, он критиковал властей предержащих, феодалов, богачей. Не отделяя себя от церкви, он тем не менее подвергал сомнению сложившиеся в ней порядки.

Ян Гус стал лидером национального движения. C ним долго пытались расправиться. В конце концов, обвинив в ереси, вынесли смертный приговор. И император, и архиепископы, осудившие Гуса, понимали, что его смерть может иметь тяжёлые последствия, поэтому пытались склонить богослова к «отречению от ереси». «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил», - ответил Гус. Сожжение непокорного еретика привело к народному гневу и волнениям.

Тезисы Яна Гуса:

  • «Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
  • «Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • «Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности».
  • «Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».
  • «Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».
  • «Не «хлеб мой насущный», а «хлеб наш насущный» - говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно