Критиковать власть, подвергать сомнению сложившиеся устои было опасно во все века. Тех, кто выделялся из общей массы, имел мнение, которое отличалось от общепринятого, не любили во все времена, потому что такие люди раздражают, мешают идти проторенным путем, сеют «смуту».
На заре своего существования человечество знало немало способов расправы с неугодными — от избивания палками и камнями до поедания. По мере того как развивались наука и правовая система, появлялись и более утонченные и изощренные методы. Оказалось, что человека достаточно признать сумасшедшим, чтобы лишить его всех прав: у такого можно отобрать собственность, его можно посадить в тюрьму, кастрировать и даже убить без каких-либо юридических последствий. Такая бесчеловечная практика просуществовала сотни лет.
«АиФ» решил вспомнить выдающихся личностей, ставших жертвами из-за своего инакомыслия.
«Сжечь - не значит опровергнуть»
Что касается Николая Коперника (1473–1543 гг.), то инквизиторы всласть поиздевались над его книгой «Об обращении небесных сфер», где он изложил новую теорию о гелиоцентрической системе мира. Труд ученого вышел «в свет», как говорится, в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности. Теория Коперника рассматривалась католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 г. издание, опубликованное в 1543 году, было внесено в «Индекс запрещенных книг» и оставалось под запретом до 1828 г.
Убежденный борец
Истинным борцом за свои убеждения был итальянский писатель, поэт, автор «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321 гг.). В своей поэме о странствиях по кругам Ада, Чистилищу и Раю, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы, Данте как истинный гуманист не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа.
Подобное осуждение Божественной воли раздражало инквизицию, поэтому его поэма была немедленно запрещена католической цензурой. Данте был неугоден католической церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой римским и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. Из-за противодействия папской политике правителей города он был вынужден в 1302 году бежать из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.
Покушался на устои
Богослов, мыслитель Ян Гус (1371-1415 гг.) осмелился пойти против «генерального курса» церкви. Основой для собственной доктрины Яна Гуса стали работы английского богослова Джона Уиклифа, профессора Оксфорда, который жёстко критиковал духовенство за алчность, корыстолюбие и борьбу за светскую власть. Яркие проповеди Яна Гуса очень быстро обрели широкую популярность. Проповедник затрагивал не только церковную жизнь, он критиковал властей предержащих, феодалов, богачей. Не отделяя себя от церкви, он тем не менее подвергал сомнению сложившиеся в ней порядки.
Ян Гус стал лидером национального движения. C ним долго пытались расправиться. В конце концов, обвинив в ереси, вынесли смертный приговор. И император, и архиепископы, осудившие Гуса, понимали, что его смерть может иметь тяжёлые последствия, поэтому пытались склонить богослова к «отречению от ереси». «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил», - ответил Гус. Сожжение непокорного еретика привело к народному гневу и волнениям.
Тезисы Яна Гуса:
- «Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
- «Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
- «Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности».
- «Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».
- «Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».
- «Не «хлеб мой насущный», а «хлеб наш насущный» - говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть