1484

Быть ликвидатором. 35 лет назад мир потрясло известие об аварии на ЧАЭС

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Готовьте лыжи летом! 20/04/2021

26 апреля 1986 года в 01:23 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошли взрыв и пожар, который полностью разрушил реактор…

С последствиями техногенной катастрофы, не щадя сил и здоровья, сражались сотни тысяч человек из всех уголков большой страны. Многих из них уже нет в живых...

Фото: АиФ

В преддверии трагической даты наш читатель – участник ликвидации последствий Чернобыльской аварии, водитель самосвала со стажем, противотанкист Владимир СМИРНОВ – поделился своими воспоминаниями.

«Надышался радиацией»

– Скоро исполнится 35 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС. И я вспомнил, как тоже внёс свой вклад в ликвидацию последствий катастрофы.

Был март 1987 года, мне 36 лет. Я тогда работал водителем КрАЗа – советского тяжелого карьерного самосвала, который может перевезти около 12 тонн груза. Работал вахтовым методом: пять дней подряд я ходил на смену и пять дней отдыхал дома. Смена длилась с 8 часов утра до 10 вечера.

Меня отправили на ликвидацию последствий аварии в Краснопольский район Могилевской области. Там на местность выпал осадок из Чернобыля. Работа заключалась в строительстве новой дороги. Перед этим я был месяц в отпуске и думал, что меня «пронесёт», но нет.   

Краснопольский район до сих пор является территорией радиоактивного загрязнения. Многих людей переселили оттуда в возрожденный Дрибинский район. Ходили разговоры о том, что над территорией района с самолетов было распылено йодистое серебро, чтобы остановить движение радиоактивного облака в сторону Москвы. Но, мне кажется, опасные вещества всё равно в большом количестве опустились на землю...

Я успел надышаться радиацией. Поработаешь день за рулем – ладони горят, будто за горячее держался. Руль был сделан из материала по типу эбонита – может, он накапливал радиацию. Приходили местные дети, тоже просили покататься... Когда всё закончилось и я приехал домой, больше с «горящими» руками за время своей работы не сталкивался.   

Через некоторое время мне выдали медаль участника ликвидации Чернобыльской аварии, предоставили удостоверение и льготы. У меня их было не так много, но они были хорошие: бесплатный проезд на всех видах пригородного и городского транспорта; льготный кредит на жилье; пристраивание детей в детский сад без очереди; талон на продукты (мясо, консервы, колбасу) раз в месяц. А в 1994 году эти льготы отменили.

«Неполадки» со здоровьем

У меня никогда не было проблем со здоровьем, но в 2005 году случился первый инсульт. Это нарушение кровоснабжения головного мозга, результатом которого бывают очень неприятные последствия. У меня какое-то время не функционировала правая рука, но мне удалось её «разработать» – я решал кроссворды. Кажется, почерк даже стал лучше. Но мелкие вещи я всё равно не могу обхватить, поднять их с пола.

А что-то вроде микроинсульта произошло в 2008 году: я застилал постель, у меня закружилась голова. Взмахнул покрывалом – и мне показалось, что кровать вздыбилась и идет на меня. Я упал на неё. Жена вызвала «скорую», я неделю пролежал в больнице.

Через несколько лет случился второй инсульт. Он меня уже «обнял» и не отпускает. На этот раз поразил левую руку. Я проходил реабилитацию под присмотром врачей, но полностью восстановиться не удалось. По крайней мере, повезло, что память и речевой центр остались целы. 

И, хоть мне не кажется, что мои проблемы со здоровьем – это отголосок работы на загрязненной территории Могилевской области, всё же до конца уверенным быть невозможно.

Служба в армии

Моя судьба могла сложиться по-другому: я мог вовсе не стать водителем. После того как я окончил школу в 1968 году, поступил в молодечненское училище. Оттуда меня направили по распределению на тракторный завод в Минске. Там я поработал несколько месяцев, и меня призвали в армию.

Я служил с 1970 по 1972 год. Сначала в России, возле Нижнего Новгорода, а потом в Германии. Там посетил дворец Цвингер с картинной галереей. Также нас водили на экскурсию в Кёнигштайн – неприступную крепость саксонских королей. Интересно, что на территории этой крепости есть колодец 150 метров глубиной. Благодаря ему в замок поступает вода. Поэтому при осаде крепость не могли взять приступом: осажденные могли там долго продержаться.

Вот такая армия с культурной программой. У каждого из нас были свои обязанности: кто-то был артиллеристом, кто-то – летчиком, а я был противотанкистом. Меня учили уничтожать танки при их наступлении. У меня на вооружении были автомат, гранатомет, ракеты. Маленькая ракета могла пролететь 3 км, управлялась по проводам: вверх, вниз, влево, вправо. Летела, разматывала проволоку. Наводишь на танк – ракета пробивает 50 см брони. Но страшно было думать, что после двух масштабных войн будет ещё одна. Всё же хотелось мира.

Водительский стаж

После армии я вернулся в Беларусь, хотел получить высшее образование, поступить на исторический факультет БГУ. Сдавал четыре экзамена: белорусский язык устно и письменно, историю и немецкий. Средний балл аттестата был 4,5. Я сдал экзамены на три «четвёрки» и одну «пятёрку» – в итоге мне не хватило баллов, не поступил.

Тогда я устроился в трамвайно-троллейбусное управление. Окончил курсы и работал водителем троллейбуса шесть лет. Ездил по разным маршрутам. Один был основной, но и остальные я освоил.  Потом устроился на моторный завод. Работал на маленькой тележке – электрокаре, у которой 3 тонны грузоподъемности. Возил грузы по заводу. Платили немного.

В конце 1980-х я встретил будущую жену Надежду, завел семью. Окончил курсы шофера и устроился водителем автоколонны. Затем ушел в дорожно-ремонтное строительное управление в Заславле. Там уже работал до пенсии.

Да, не всегда было просто жить, но я рад, что сейчас мне есть что вспомнить, рассказать внукам. У меня сохранились ясность ума и любовь к кроссвордам, а это уже неплохо.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых