386

Конный трамвай. В Минске вновь хотят запустить конку

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Внеклассное чтение 20/06/2023
Сейчас конка не сравнится с метро или автобусом. Однако некоторые страны, например, Брюссель, иногда запускают на своих улицах конные трамваи в честь праздников.
Сейчас конка не сравнится с метро или автобусом. Однако некоторые страны, например, Брюссель, иногда запускают на своих улицах конные трамваи в честь праздников. Фото из открытых источников

Столичные власти планируют восстановить движение конки по Октябрьской улице. Точных сроков, когда минчане и гости столицы смогут прокатиться на конке, не назвали. Однако идея воссоздать конный трамвай не нова.

В 2020 году работники «Трамвайного парка» «Минсктранса» разработали дизайн-проекты вагонов конного трамвая, работающего от аккумуляторных батарей. То есть лошади нужны для аутентичности. Никто не заставлял бы их на себе тащить вагон с пассажирами. На предприятии также рассматривали возможность реконструкции самих путей и создания разворотного треугольника, где конка могла бы разворачиваться. Но реализации проекта помешала пандемия коронавируса.

История вопроса

10 мая 1892 года в Минске начала работать конка. Новый вид общественного транспорта, отличавшийся на тот момент скоростью (около 5 км/час) и регулярным движением, быстро завоевал популярность у минчан. Вскоре открытые темно-синие вагоны длиной около восьми метров стали привычными на улицах Минска.

конка
 

Первые маршруты конки начинались от железнодорожных вокзалов. Вокзальная линия пролегала по нынешним улицам Бобруйской и Московской, а центральная - от Виленского вокзала шла по улицам Петербургской (ныне Ленинградской), Коломенской (Свердлова), затем – правый поворот на Захарьевскую (проспект Независимости), дальше до Губернаторской (Ленина) и вела до Соборной площади (площадь Свободы).

Кучер, кондуктор и форейтор

Проезд в конке в среднем обходился в 3-4 копейки, а экипаж состоял из кучера и кондуктора. Кучер управлял не только лошадьми, но и вагоном. Рядом с ним была специальная ручка, которой в случае необходимости он мог натянуть цепь, проходящую под вагоном, чтобы через барабан прижать к колесам тормозные колодки. Разворотного кольца у конки не было: дойдя до конца маршрута, кучер отцеплял лошадей и укреплял их с противоположной стороны вагона.

Кроме того, был и форейтор. Чтобы помочь лошадям преодолеть подъем в гору, этот специалист должен был на ходу подвести к упряжке еще одного коня, пристегнуть его, прыгнуть на подножку вагона, а после того, как подъем останется позади, отцепить коня.

Столетнее ДТП

Случалось, что вагоны конки сходили с рельсов. Чтобы это исправить, лошадей перепрягали, и те тянули вагон на рельсы. А вот если поставить вагон не получалось, то на помощь выходили пассажиры-мужчины.

Также с участием конки было как минимум два ДТП.  Одно из них случилось чуть более 100 лет назад. В районе нынешнего ГУМа при повороте кучер не справился с управлением, из-за чего вагон въехал в витрину ресторана «Фриц», который находился у гостиницы «Берлин». На этой территории сегодня стоит ГУМ.

Только шагом

Лихачить не позволялось: в правилах был пункт, требовавший, чтобы кучер вел коня шагом, а не рысью. Были правила и для пассажиров. Например, входить в вагон нужно было через площадку, противоположную от кучера. Нельзя было садиться в конку людям в грязной одежде, а также пассажирам с собаками. А мужчина, заходя в вагон, где находятся дамы, должен был сделать легкий наклон головы в их сторону.

Одновременно по линии передвигались 10-12 вагонов, в каждом помещалось до 30 человек. Ежедневно конка работала с 7 часов утра и до 11 часов вечера. В позднее время вагончики подсвечивались керосиновыми лампами.

Минская конка работала до 1928 года (с перерывом в 1918-1921 гг.). Потом на смену лошадям пришел электрический трамвай.

КСТАТИ

Последняя конка, которая работала как общественный транспорт до 2016 года, находилась в Дугласе, столице входящего в состав Великобритании острова Мэн. Отказались от такого транспорта из-за больших убытков.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно