Столичные власти планируют восстановить движение конки по Октябрьской улице. Точных сроков, когда минчане и гости столицы смогут прокатиться на конке, не назвали. Однако идея воссоздать конный трамвай не нова.
В 2020 году работники «Трамвайного парка» «Минсктранса» разработали дизайн-проекты вагонов конного трамвая, работающего от аккумуляторных батарей. То есть лошади нужны для аутентичности. Никто не заставлял бы их на себе тащить вагон с пассажирами. На предприятии также рассматривали возможность реконструкции самих путей и создания разворотного треугольника, где конка могла бы разворачиваться. Но реализации проекта помешала пандемия коронавируса.
История вопроса
10 мая 1892 года в Минске начала работать конка. Новый вид общественного транспорта, отличавшийся на тот момент скоростью (около 5 км/час) и регулярным движением, быстро завоевал популярность у минчан. Вскоре открытые темно-синие вагоны длиной около восьми метров стали привычными на улицах Минска.
Первые маршруты конки начинались от железнодорожных вокзалов. Вокзальная линия пролегала по нынешним улицам Бобруйской и Московской, а центральная - от Виленского вокзала шла по улицам Петербургской (ныне Ленинградской), Коломенской (Свердлова), затем – правый поворот на Захарьевскую (проспект Независимости), дальше до Губернаторской (Ленина) и вела до Соборной площади (площадь Свободы).
Кучер, кондуктор и форейтор
Проезд в конке в среднем обходился в 3-4 копейки, а экипаж состоял из кучера и кондуктора. Кучер управлял не только лошадьми, но и вагоном. Рядом с ним была специальная ручка, которой в случае необходимости он мог натянуть цепь, проходящую под вагоном, чтобы через барабан прижать к колесам тормозные колодки. Разворотного кольца у конки не было: дойдя до конца маршрута, кучер отцеплял лошадей и укреплял их с противоположной стороны вагона.
Кроме того, был и форейтор. Чтобы помочь лошадям преодолеть подъем в гору, этот специалист должен был на ходу подвести к упряжке еще одного коня, пристегнуть его, прыгнуть на подножку вагона, а после того, как подъем останется позади, отцепить коня.
Столетнее ДТП
Случалось, что вагоны конки сходили с рельсов. Чтобы это исправить, лошадей перепрягали, и те тянули вагон на рельсы. А вот если поставить вагон не получалось, то на помощь выходили пассажиры-мужчины.
Также с участием конки было как минимум два ДТП. Одно из них случилось чуть более 100 лет назад. В районе нынешнего ГУМа при повороте кучер не справился с управлением, из-за чего вагон въехал в витрину ресторана «Фриц», который находился у гостиницы «Берлин». На этой территории сегодня стоит ГУМ.
Только шагом
Лихачить не позволялось: в правилах был пункт, требовавший, чтобы кучер вел коня шагом, а не рысью. Были правила и для пассажиров. Например, входить в вагон нужно было через площадку, противоположную от кучера. Нельзя было садиться в конку людям в грязной одежде, а также пассажирам с собаками. А мужчина, заходя в вагон, где находятся дамы, должен был сделать легкий наклон головы в их сторону.
Одновременно по линии передвигались 10-12 вагонов, в каждом помещалось до 30 человек. Ежедневно конка работала с 7 часов утра и до 11 часов вечера. В позднее время вагончики подсвечивались керосиновыми лампами.
Минская конка работала до 1928 года (с перерывом в 1918-1921 гг.). Потом на смену лошадям пришел электрический трамвай.
КСТАТИ
Последняя конка, которая работала как общественный транспорт до 2016 года, находилась в Дугласе, столице входящего в состав Великобритании острова Мэн. Отказались от такого транспорта из-за больших убытков.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть