631

Первый кутюрье. Как англичанин Чарльз Фредерик Уорт покорил Париж

"Аргументы и факты" в Беларуси № 24. Отдыхайте смело! 13/06/2023

Пионером в мире дизайнерской одежды считают английского портного Чарльза Фредерика Уорта. Именно он (хотя не был французом) поднял парижскую моду до уровня люксовой индустрии и стал первым из тех, кого называют «кутюрье»...

Чарльз Фредерик родился в английском Линкольншире. Уорт приехал покорять Париж совсем молодым человеком, когда ему только минул 21 год. Биографы часто подчеркивают, что он не знал ни слова по-французски и располагал очень небольшой суммой денег. И то, и другое неудивительно: после того как отец Чарльза бросил многодетную семью, сыну с 12 лет пришлось работать - сначала подмастерьем у печатника, а потом учеником приказчика в лондонском универмаге «Суон и Эдгар», одном из первых в мире универсальных магазинов.

Карьерная лестница

Парнишка на лету схватывал теорию и практику продаж, и в 18 лет его переманила к себе солидная фирма по торговле тканями. Вероятно, Уорт и дальше бы пробивался по карьерной лестнице, достигнув годам к 30 звания старшего приказчика, однако им завладела странная мечта: он захотел сам создавать одежду. Всё свободное время юноша проводил в Национальной портретной галерее, запоминая детали исторических одеяний — как ни удивительно, но один из главных революционеров в истории моды не умел рисовать (уже получив известность, он обычно дорисовывал элементы к готовым силуэтам платьев, сделанных из бумаги).

А первые модели женской одежды дизайнера Уорта увидели свет так: когда он работал продавцом в фирме «Гажелен и Опиге», поставлявшей шелка и торговавшей кашемировыми шалями (в те времена почти непременная деталь ежедневного женского наряда), Чарльзу Фредерику удалось убедить нанимателей, что пошив дамских платьев станет удачным дополнением к существующему бизнесу.

Недолго думая, ему поручили возглавить работу мастерской — и уже в 1851 году на Великой выставке в Лондоне платье от «Гажелен и Опиге», созданное амбициозным британцем, было отмечено медалью. Спустя четыре года на Всемирной выставке в Париже другое творение модельера повторило успех.

Однако Уорту было тесновато в рамках чужого бизнеса, и он не терпел ограничений, а мсье Гажелен призывал его не заходить чересчур далеко в своих эскизах (среди придумок англичанина было, например, первое в мире платье-трансформер с отстегивающимися рукавами). К тому же 33-летний модельер уже обзавелся семьей и детьми, поэтому решил начать собственное дело.

Судьбоносная встреча

Вместе с компаньоном-шведом по имени Отто Густав Боберг Уорт открыл свой салон в центре Парижа в 1858 году. Вскоре пришел и первый большой успех, обернувшийся настоящим триумфом. Привлечением клиенток занималась супруга Уорта – Мари. Ей удалось взять заказ на бальное платье для княгини Паулины Клементины фон Меттерних, жены нового посланника Австро-Венгрии. В конце декабря 1859 года Мари Уорт была принята в посольстве и представила княгине альбом эскизов своего мужа. Как вспоминала в мемуарах мадам Меттерних, «я раскрыла альбом и, к своему удивлению, на первой же странице увидела очаровательное платье, а на второй — абсолютно упоительное! Я немедленно почувствовала большого художника». Княгиня заказала оба наряда — по весьма умеренной цене в 300 франков за каждый — и вскоре появилась в одном из них на придворном балу в Тюильри. Платье было столь прекрасно, что на него обратила внимание сама императрица Евгения и немедленно пожелала узнать, кто создал наряд, столь элегантный в своей простоте. Узнав имя дизайнера, императрица тотчас назначила ему аудиенцию на следующее утро. Так Уорт получил место официального модельера императрицы. Заручившись поддержкой Евгении, он перестал сдерживать фантазию: в 1864 году отменил кринолины (раздражавшие, впрочем, и императрицу) и смело укоротил подолы — теперь они доходили лишь до щиколотки. В новых «платьях для прогулок» женщины действительно могли гулять, не опасаясь споткнуться о собственный подол. Кроме того, он ввел в обиход свободные платья-туники.

В 1871 году Уорт расторг партнерство с Бобергом: отныне фирма существовала под царственным именем «Дом Уорта». Дела у дизайнера шли в гору: учитывая, что в конце XIX столетия светской даме приходилось переодеваться в среднем четырежды в день, объемы заказов были немалыми.

Исчез из мира моды

После смерти Чарльза Фредерика дело продолжили его сыновья Гастон-Люсьен и Жан-Филипп, а затем внук Жак. В 1924 году дом занялся и выпуском парфюмерии. Но после Второй мировой войны «Дом Уорта» тихо исчез с карты мировой моды. В 2010-е была предпринята не особо удачная попытка возродить марку. Творения же самого Чарльза Фредерика и его детей и внуков хранятся в музее Альберта и Виктории в Лондоне и нью-йоркском «Метрополитен».

Уорт первым отказался от анонимности — он ставил свою марку на ярлычки одежды (до того на изнанке скорее вышивались инициалы заказчика). Он первым начал устраивать показы моделей четыре раза в год — светские дамы могли выбрать понравившуюся и заказать по своей фигуре; более того, он отказался от деревянных манекенов и демонстрировал наряды на живых девушках, и в мире появилась еще одна профессия — манекенщица.

КСТАТИ

Первой моделью Уорта для демонстрации швейных произведений на публике была его супруга Мари. Она с удовольствием носила все наряды любимого мужа на различные мероприятия, где собирались дамы из высшего общества. Её фигура была безупречна и привлекала всеобщее внимание, что превосходно гармонировало с ролью главного лица «Дома Уорта». Тем самым Мари стала первой манекенщицей в истории модельного бизнеса.

ФАКТ

Чарльз Уорт сумел совместить две методики пошива одежды: английскую и французскую, в его эпоху слово «кутюрье» (couturier) приобрело новое значение – «модельер», до этого были лишь couturier – «портнихи», чаще всего швеи.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно