Пионером в мире дизайнерской одежды считают английского портного Чарльза Фредерика Уорта. Именно он (хотя не был французом) поднял парижскую моду до уровня люксовой индустрии и стал первым из тех, кого называют «кутюрье»...
Чарльз Фредерик родился в английском Линкольншире. Уорт приехал покорять Париж совсем молодым человеком, когда ему только минул 21 год. Биографы часто подчеркивают, что он не знал ни слова по-французски и располагал очень небольшой суммой денег. И то, и другое неудивительно: после того как отец Чарльза бросил многодетную семью, сыну с 12 лет пришлось работать - сначала подмастерьем у печатника, а потом учеником приказчика в лондонском универмаге «Суон и Эдгар», одном из первых в мире универсальных магазинов.
Карьерная лестница
Парнишка на лету схватывал теорию и практику продаж, и в 18 лет его переманила к себе солидная фирма по торговле тканями. Вероятно, Уорт и дальше бы пробивался по карьерной лестнице, достигнув годам к 30 звания старшего приказчика, однако им завладела странная мечта: он захотел сам создавать одежду. Всё свободное время юноша проводил в Национальной портретной галерее, запоминая детали исторических одеяний — как ни удивительно, но один из главных революционеров в истории моды не умел рисовать (уже получив известность, он обычно дорисовывал элементы к готовым силуэтам платьев, сделанных из бумаги).
А первые модели женской одежды дизайнера Уорта увидели свет так: когда он работал продавцом в фирме «Гажелен и Опиге», поставлявшей шелка и торговавшей кашемировыми шалями (в те времена почти непременная деталь ежедневного женского наряда), Чарльзу Фредерику удалось убедить нанимателей, что пошив дамских платьев станет удачным дополнением к существующему бизнесу.
Недолго думая, ему поручили возглавить работу мастерской — и уже в 1851 году на Великой выставке в Лондоне платье от «Гажелен и Опиге», созданное амбициозным британцем, было отмечено медалью. Спустя четыре года на Всемирной выставке в Париже другое творение модельера повторило успех.
Однако Уорту было тесновато в рамках чужого бизнеса, и он не терпел ограничений, а мсье Гажелен призывал его не заходить чересчур далеко в своих эскизах (среди придумок англичанина было, например, первое в мире платье-трансформер с отстегивающимися рукавами). К тому же 33-летний модельер уже обзавелся семьей и детьми, поэтому решил начать собственное дело.
Судьбоносная встреча
Вместе с компаньоном-шведом по имени Отто Густав Боберг Уорт открыл свой салон в центре Парижа в 1858 году. Вскоре пришел и первый большой успех, обернувшийся настоящим триумфом. Привлечением клиенток занималась супруга Уорта – Мари. Ей удалось взять заказ на бальное платье для княгини Паулины Клементины фон Меттерних, жены нового посланника Австро-Венгрии. В конце декабря 1859 года Мари Уорт была принята в посольстве и представила княгине альбом эскизов своего мужа. Как вспоминала в мемуарах мадам Меттерних, «я раскрыла альбом и, к своему удивлению, на первой же странице увидела очаровательное платье, а на второй — абсолютно упоительное! Я немедленно почувствовала большого художника». Княгиня заказала оба наряда — по весьма умеренной цене в 300 франков за каждый — и вскоре появилась в одном из них на придворном балу в Тюильри. Платье было столь прекрасно, что на него обратила внимание сама императрица Евгения и немедленно пожелала узнать, кто создал наряд, столь элегантный в своей простоте. Узнав имя дизайнера, императрица тотчас назначила ему аудиенцию на следующее утро. Так Уорт получил место официального модельера императрицы. Заручившись поддержкой Евгении, он перестал сдерживать фантазию: в 1864 году отменил кринолины (раздражавшие, впрочем, и императрицу) и смело укоротил подолы — теперь они доходили лишь до щиколотки. В новых «платьях для прогулок» женщины действительно могли гулять, не опасаясь споткнуться о собственный подол. Кроме того, он ввел в обиход свободные платья-туники.
В 1871 году Уорт расторг партнерство с Бобергом: отныне фирма существовала под царственным именем «Дом Уорта». Дела у дизайнера шли в гору: учитывая, что в конце XIX столетия светской даме приходилось переодеваться в среднем четырежды в день, объемы заказов были немалыми.
Исчез из мира моды
После смерти Чарльза Фредерика дело продолжили его сыновья Гастон-Люсьен и Жан-Филипп, а затем внук Жак. В 1924 году дом занялся и выпуском парфюмерии. Но после Второй мировой войны «Дом Уорта» тихо исчез с карты мировой моды. В 2010-е была предпринята не особо удачная попытка возродить марку. Творения же самого Чарльза Фредерика и его детей и внуков хранятся в музее Альберта и Виктории в Лондоне и нью-йоркском «Метрополитен».
Уорт первым отказался от анонимности — он ставил свою марку на ярлычки одежды (до того на изнанке скорее вышивались инициалы заказчика). Он первым начал устраивать показы моделей четыре раза в год — светские дамы могли выбрать понравившуюся и заказать по своей фигуре; более того, он отказался от деревянных манекенов и демонстрировал наряды на живых девушках, и в мире появилась еще одна профессия — манекенщица.
КСТАТИ
Первой моделью Уорта для демонстрации швейных произведений на публике была его супруга Мари. Она с удовольствием носила все наряды любимого мужа на различные мероприятия, где собирались дамы из высшего общества. Её фигура была безупречна и привлекала всеобщее внимание, что превосходно гармонировало с ролью главного лица «Дома Уорта». Тем самым Мари стала первой манекенщицей в истории модельного бизнеса.
ФАКТ
Чарльз Уорт сумел совместить две методики пошива одежды: английскую и французскую, в его эпоху слово «кутюрье» (couturier) приобрело новое значение – «модельер», до этого были лишь couturier – «портнихи», чаще всего швеи.
Великая империя Диор. Как кутюрье покорил миллионы женских сердец
Рожденный для красоты. История легендарного кутюрье Карла Лагерфельда
Еда от кутюр. Высокая мода создает высокую кухню?
«Доброй ночи, милый принц». Звезды вспоминают ушедшего Вячеслава Зайцева
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть