Пионером в мире дизайнерской одежды считают английского портного Чарльза Фредерика Уорта. Именно он (хотя не был французом) поднял парижскую моду до уровня люксовой индустрии и стал первым из тех, кого называют «кутюрье»...
Чарльз Фредерик родился в английском Линкольншире. Уорт приехал покорять Париж совсем молодым человеком, когда ему только минул 21 год. Биографы часто подчеркивают, что он не знал ни слова по-французски и располагал очень небольшой суммой денег. И то, и другое неудивительно: после того как отец Чарльза бросил многодетную семью, сыну с 12 лет пришлось работать - сначала подмастерьем у печатника, а потом учеником приказчика в лондонском универмаге «Суон и Эдгар», одном из первых в мире универсальных магазинов.
Карьерная лестница
Парнишка на лету схватывал теорию и практику продаж, и в 18 лет его переманила к себе солидная фирма по торговле тканями. Вероятно, Уорт и дальше бы пробивался по карьерной лестнице, достигнув годам к 30 звания старшего приказчика, однако им завладела странная мечта: он захотел сам создавать одежду. Всё свободное время юноша проводил в Национальной портретной галерее, запоминая детали исторических одеяний — как ни удивительно, но один из главных революционеров в истории моды не умел рисовать (уже получив известность, он обычно дорисовывал элементы к готовым силуэтам платьев, сделанных из бумаги).
А первые модели женской одежды дизайнера Уорта увидели свет так: когда он работал продавцом в фирме «Гажелен и Опиге», поставлявшей шелка и торговавшей кашемировыми шалями (в те времена почти непременная деталь ежедневного женского наряда), Чарльзу Фредерику удалось убедить нанимателей, что пошив дамских платьев станет удачным дополнением к существующему бизнесу.
Недолго думая, ему поручили возглавить работу мастерской — и уже в 1851 году на Великой выставке в Лондоне платье от «Гажелен и Опиге», созданное амбициозным британцем, было отмечено медалью. Спустя четыре года на Всемирной выставке в Париже другое творение модельера повторило успех.
Однако Уорту было тесновато в рамках чужого бизнеса, и он не терпел ограничений, а мсье Гажелен призывал его не заходить чересчур далеко в своих эскизах (среди придумок англичанина было, например, первое в мире платье-трансформер с отстегивающимися рукавами). К тому же 33-летний модельер уже обзавелся семьей и детьми, поэтому решил начать собственное дело.
Судьбоносная встреча
Вместе с компаньоном-шведом по имени Отто Густав Боберг Уорт открыл свой салон в центре Парижа в 1858 году. Вскоре пришел и первый большой успех, обернувшийся настоящим триумфом. Привлечением клиенток занималась супруга Уорта – Мари. Ей удалось взять заказ на бальное платье для княгини Паулины Клементины фон Меттерних, жены нового посланника Австро-Венгрии. В конце декабря 1859 года Мари Уорт была принята в посольстве и представила княгине альбом эскизов своего мужа. Как вспоминала в мемуарах мадам Меттерних, «я раскрыла альбом и, к своему удивлению, на первой же странице увидела очаровательное платье, а на второй — абсолютно упоительное! Я немедленно почувствовала большого художника». Княгиня заказала оба наряда — по весьма умеренной цене в 300 франков за каждый — и вскоре появилась в одном из них на придворном балу в Тюильри. Платье было столь прекрасно, что на него обратила внимание сама императрица Евгения и немедленно пожелала узнать, кто создал наряд, столь элегантный в своей простоте. Узнав имя дизайнера, императрица тотчас назначила ему аудиенцию на следующее утро. Так Уорт получил место официального модельера императрицы. Заручившись поддержкой Евгении, он перестал сдерживать фантазию: в 1864 году отменил кринолины (раздражавшие, впрочем, и императрицу) и смело укоротил подолы — теперь они доходили лишь до щиколотки. В новых «платьях для прогулок» женщины действительно могли гулять, не опасаясь споткнуться о собственный подол. Кроме того, он ввел в обиход свободные платья-туники.
В 1871 году Уорт расторг партнерство с Бобергом: отныне фирма существовала под царственным именем «Дом Уорта». Дела у дизайнера шли в гору: учитывая, что в конце XIX столетия светской даме приходилось переодеваться в среднем четырежды в день, объемы заказов были немалыми.
Исчез из мира моды
После смерти Чарльза Фредерика дело продолжили его сыновья Гастон-Люсьен и Жан-Филипп, а затем внук Жак. В 1924 году дом занялся и выпуском парфюмерии. Но после Второй мировой войны «Дом Уорта» тихо исчез с карты мировой моды. В 2010-е была предпринята не особо удачная попытка возродить марку. Творения же самого Чарльза Фредерика и его детей и внуков хранятся в музее Альберта и Виктории в Лондоне и нью-йоркском «Метрополитен».
Уорт первым отказался от анонимности — он ставил свою марку на ярлычки одежды (до того на изнанке скорее вышивались инициалы заказчика). Он первым начал устраивать показы моделей четыре раза в год — светские дамы могли выбрать понравившуюся и заказать по своей фигуре; более того, он отказался от деревянных манекенов и демонстрировал наряды на живых девушках, и в мире появилась еще одна профессия — манекенщица.
КСТАТИ
Первой моделью Уорта для демонстрации швейных произведений на публике была его супруга Мари. Она с удовольствием носила все наряды любимого мужа на различные мероприятия, где собирались дамы из высшего общества. Её фигура была безупречна и привлекала всеобщее внимание, что превосходно гармонировало с ролью главного лица «Дома Уорта». Тем самым Мари стала первой манекенщицей в истории модельного бизнеса.
ФАКТ
Чарльз Уорт сумел совместить две методики пошива одежды: английскую и французскую, в его эпоху слово «кутюрье» (couturier) приобрело новое значение – «модельер», до этого были лишь couturier – «портнихи», чаще всего швеи.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть