Легендарный советский самолет Ту-134 совершил свой последний пассажирский рейс. 20 мая авиалайнер осуществил перелет из Иркутска в якутский Мирный.
«На легендарном для советской авиации самолете отправились 70 пассажиров. Это воздушное судно было выпущено в 1980 году и эксплуатировалось почти 40 лет», — сообщила пресс-служба Иркутского аэропорта.
Самолет, принадлежавший авиакомпании «Алроса», был последним экземпляром Ту-134, осуществлявшим рейсы в России. Теперь борт RA-65693 займет место в музее истории авиации аэропорта Толмачево в Новосибирске.
Никита Сергеевич захотел советскую «Каравеллу»
К началу 1960-х годов основным ближнемагистральным лайнером гражданской авиации СССР был самолет Ил-14. Советское руководство поставило задачу заменить надежный, но устаревший и маловместительный поршневой Ил-14 более вместительной реактивной машиной. Решение задачи было поручено КБ Туполева. В 1960 году первый полет совершила модель Ту-124, представлявшая собой уменьшенную копию первого советского реактивного самолета Ту-104.
Эксплуатация Ту-124 началась в 1962 году, однако тут в ситуацию вмешался советский лидер Никита Хрущев. Во время посещения Франции Никите Сергеевичу показали французский самолет «Каравелла». Французы всерьез надеялись на массовые продажи своего детища в СССР, поэтому постарались впечатлить Хрущева. Им это удалось, однако Хрущев отреагировал не так, как надеялись французские авиастроители. Вернувшись в Москву, глава государства отдал распоряжение сделать свою «Каравеллу», то есть самолет, внешне максимально похожий на французский.
В итоге советские конструкторы приступили к глубокой модернизации Ту-124. В частности, они перенесли два турбореактивных двухконтурных двигателя в хвостовую часть фюзеляжа. Сам фюзеляж удлинили, что позволило увеличить вместимость самолета, а оперение заменили на Т-образное.
В июле 1963 года в небо поднялись две опытные модели под наименованием Ту-124А. В 1966 году, когда начался серийный выпуск и ввод самолетов эксплуатацию, машине дали новое название — Ту-134.
«Дерзкий», он же «Свисток»
Первый коммерческий рейс Ту-134 состоялся по маршруту Москва — Адлер в сентябре 1967 года. Однако потом машину запустили на международные рейсы, и регулярно летать на отечественных линиях Ту-134 начали только летом 1969 года. Первыми были освоены маршруты Москва — Киев и Москва — Ленинград.
У Ту-134 много прозвищ. В кодировке НАТО он обозначен как «Дерзкий». Есть более грозное наименование, данное летчиками, — «Дьявол небес». В простонародье же Ту-134 называли «Свисток» — за характерный высокий звук двигателя. Самолет оказался чрезвычайно удачным. Интерес к Ту-134 проявили иностранные авиакомпании, которые охотно покупали советскую машину.
Массовый перевод гражданской авиации СССР на Ту-134 начался в 1972 году, после катастрофы Ан-10 над Харьковом. После того как было установлено, что причиной ЧП стали недостатки устаревшей конструкции, правительство выпустило директиву — в ускоренном порядке провести замену авиапарка. Под прием Ту-134 переоборудовали взлетно-посадочные полосы аэропортов. «Свисток» превращался в главную «рабочую лошадку» отечественной гражданской авиации. Производством Ту-134 занимался Харьковский авиационный завод, который в период до 1989 года выпустил 854 единицы различных модификаций как для гражданских, так и для военных нужд.
К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным. К началу 1990-х годов только на территории СССР Ту-134 перевезли свыше 500 миллионов пассажиров.
Спор о надежности
О надежности самолета есть разные мнения. Отечественные летчики в один голос говорили, что «сто тридцать четвертый» — машина неприхотливая и безотказная. А вот агентство BusinessWeek поставило Ту-134 на 6-е место в списке самых опасных самолётов современности (1 авиакатастрофа на 1 087 600 часов полёта).
Всего за все годы эксплуатации в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 75 самолётов Ту-134. Около 30 раз их пытались угонять. Жертвами ЧП стали в общей сложности 1473 человека. При этом в большинстве случаев сами самолеты были исправны, и катастрофы происходили вовсе не из-за недостатков конструкции.
Смена не пришла
Но ничто не вечно под луной. Свертывание производства Ту-134 в конце 1980-х означало, что на смену «Дерзким» должны прийти новые, более совершенные машины.
Однако смена не пришла. Отечественный авиапром вступил в эпоху затяжного кризиса. Ту-134 продолжали обеспечивать авиаперевозки, постепенно уступая небо иностранным самолетам.
В 2002 году Ту-134 выдал «черную метку» Евросоюз — «Свисток» перестал отвечать новым нормам по уровню шума. Самолет доживал свой век на авиалиниях России и СНГ.
К 2009 году в строю оставались более 100 машин. Громкие заявления о полном прекращении эксплуатации Ту-134 к 2012 году, а затем к 2015 году, не оправдались. Заменить надежных «старичков» советской поры было попросту нечем. Но вот теперь, в 2019 году, эпоха Ту-134, продолжавшаяся более полувека, окончательно завершена.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть