Команда «МАЗ-СПОРТ-авто» стартовала на соревнованиях тремя экипажами - двумя основными и быстрой «техничкой» для экстренного ремонта. Однако белорусский экипаж под управлением Александра Полищука снялся с гонки из-за технических проблем, возникших на четвертом этапе «Дакара-2014».
Куратор команды, заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» Дмитрий КОРОТКЕВИЧ, рассказал:
ФАКТЫ |
|
- На «Дакаре» никогда не знаешь, что считать опасностью. Например, ты можешь столкнуться с 600-метровой песчаной горой, которая в любой момент грозит засыпать автомобиль, или огромным перевалом, который нужно преодолеть. Добавьте к этому резкие перепады температур, когда за четыре часа езды по перевалу ты из мороза попадаешь в 50-градусную жару.
При этом грузовой спорткар едет со скоростью 150 км/ч по кочкам и оврагам с запредельной амплитудой и динамикой ударов. И так - на протяжении 8-10 часов без перерывов. Неудивительно, что люди теряют сознание, испытывают обезвоживание.
Всего на ралли-рейд в Аргентину поехали 29 белорусов: пилоты, механики, штурманы, конструкторы, куратор и менеджер. Нашлось место и спортивному медику.
- Практически на каждой гонке мы прибегаем к помощи врачей. Ралли-рейд отличают высокие ударные нагрузки, из-за чего страдают позвоночник, внутренние органы, - подчеркивает Дмитрий Короткевич. - Даже когда ремни безопасности натирают кожу, необходимо обращаться за обследованием. Поэтому ведущие мировые команды давно берут с собой на гонки спортивных медиков.
Недешевое удовольствие
Только стартовый взнос для белорусов составил 307 тыс. евро, из них 256 тыс. - за боевые машины, 34 тыс. - за ТВ-кар и 17 тыс. - за джип-поддержку. Отдельно - расходы на перелет, проживание, топливо и подготовку. В сумме набежало около 900 тыс. евро. По «дакарным» меркам это немного.
- Ралли-рейды выступают своеобразным испытательным полигоном для автомобилей, выпускаемых на конвейере. Все новинки, которые успешно проходят испытания на боевой машине во время гонки, впоследствии внедряются в серийное производство. То есть тем самым мы экономим на проведении испытаний на полигонах, - перечисляет преимущества участия в «Дакаре» представитель завода.
«Дакаровские» новшества уже начинают внедрять на заводе. Например, алюминиевые баки, которые обкатываются на спортивных грузовиках, вскоре поступят на конвейер. Среди других инноваций - тросовый привод и рама из высокопрочной стали.
Эволюция мазовских спорткаров
Белорусские грузовики для ралли-рейдов заметно эволюционировали. Если первую гонку команда по сути провела на обновленных «конвейерных» грузовиках, то сейчас едет на настоящих спорткарах, сделанных, можно сказать, вручную.
- Если сравнить сегодняшний спорткар с автомобилем, на котором белорусская команда ехала в 2010 году по «Шелковому пути», то это небо и земля. Первый боевой грузовик был практически серийным. У нас не было опыта, мы не до конца знали условия гонки. Многое было откровением, в том числе и нагрузки, которые приходится испытывать технике и людям, - вздыхает Дмитрий Короткевич.
Современные спорткары для «Дакара» значительно «похудели»: инженеры облегчили конструкции, применив элементы из высокопрочной стали и более легкие композитные материалы. В итоге боевая машина стала на треть легче «первенца», а в сравнении с прошлогодней версией «постройнела» на 300 кг. Параллельно увеличили мощность двигателя - на 50 «лошадей» и доработали экологические параметры мотора.
Неожиданно для соперников
Белорусы начали удивлять с первой гонки. Участие в «Дакаре-2012» принесло команде «МАЗ-СПОРТавто» 31-е место из 75. Во второй раз белорусские экипажи приехали 21-м и 27-м по счету.
- Это была, мягко говоря, неожиданность для наших соперников. В первые годы участия экипажи обычно не доезжают до финиша. Если брать нынешнего чемпиона - команду «КАМАЗ-Мастер», то она финишировала только с седьмого раза. Мы же впервые выехали на «Дакар» в 2012 году с двумя экипажами, и один из них проехал маршрут полностью. Во второй раз финишировали оба экипажа, причем в первой тридцатке.
К последнему «Дакару» белорусская команда тренировалась под Минском. Полигоном выступили несколько заброшенных карьеров и глухих трасс. Кроме того, гонщики участвовали в четырех этапах чемпионата России по ралли-рейду. На «Шелковом пути» - втором по популярности ралли-рейде после «Дакара» - белорусы заняли третье место, оставив позади многие известные команды, в том числе шесть камазовских экипажей.
Временные «города»
После многочасовых заездов участники ралли отдыхают в биваках. Эти временные «города» на несколько тысяч человек возводятся либо на аэродромах, либо вблизи автомобильных трасс. В них предусмотрены информационный и пресс-центр, лазарет, столовые, палатки, зоны сервиса и ремонта. Белорусская команда автономна. На «Дакаре» представлен весь ее конструкторский отдел. Более того, его специалисты во время гонки выполняют обязанности механиков и штурманов. Так что обращаться в Минск за помощью не придется.
Юлия АНДРЕЕВА
В ТЕМУ
Начальник спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерий Козловский:
- «Дакар» - гонка, на которую дилетанты не приезжают. В ралли участвуют самые сильные экипажи всего мира. Хотелось бы, конечно, попасть в первую десятку. Сейчас у нас нет большого опыта - мы приехали всего лишь в третий раз, но, с другой стороны, мы уже не новички.
Гонщикам приготовили крайне сложную трассу. Ни в одном предыдущем «Дакаре» таких сложных и длинных трасс еще не было. В частности, будут спецучастки протяженностью свыше 600 км. То есть в день надо будет преодолевать около 800 км.
В целом территорию Чили и Аргентины мы уже неплохо знаем. Основную сложность представляют скоростные горные участки. Это достаточно сложно, серьезно и опасно. Еще одно препятствие - высокие дюны и барханы. Чтобы их преодолеть, требуется полная отдача.
Механик Андрей ЖИГУЛИН:
- Гонка проходит в экстремальных условиях - режим полного бездорожья. Это сопряжено с высокими нагрузками. Причем на автомобиль не так сильно влияют перепады температур, как высота. В условиях высокогорья наш электронный двигатель не обеспечивает настолько широкого диапазона регулирования мощностей. В остальном же белорусская техника подготовлена к суровым условиям. Стратегия команды - приехать к финишу в числе первых.
Мы - единственная команда, которая на международном уровне представляет Беларусь в автоспорте. Многие иностранцы подходят к нам и спрашивают: «Вы откуда? Из Беларуси? Интересно». Когда они видят, на что мы способны, они проникаются уважением к стране.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть