Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. К Пабло Пикассо это относится в полной мере. Авторство великих полотен, колоссальное влияние на искусство ХХ века, многомиллиардное состояние… А еще обожание женщин. Такого количества женских портретов не сыщешь, кажется, ни у одного другого художника. Но если в творчестве гениальность Пикассо была созидающей, то в делах сердечных она имела разрушающую силу.
Дамский любимец
Друг Пикассо, французский драматург Жак Кокто однажды сказал о нем: «Если бы он не стал художником, он бы стал Дон Жуаном». Сам маэстро тоже много любопытного говорил о любви, в частности о двух своих главных пристрастиях: «Мою жизнь продлевают работа и женщины». Действительно, за каждый поворот в творческом пути художника нужно благодарить ту женщину, которой посчастливилось (или не посчастливилось) оказаться рядом с ним. Для самих же муз и возлюбленных встреча с Пикассо зачастую заканчивалась трагически.
Женщины вращались вокруг Пикассо, словно вокруг солнца, всю его жизнь. Он и в детстве был любимым маминым сыном. Родился Пабло, как и полагается испанцу, в обедневшем дворянском роду, при крещении получив пышное имя из дюжины составных частей. Среди его предков были и архиепископ Лимы, и вице-король Перу, а вот художник оказался всего один - отец Хосе Руис, впрочем, не добившийся на этом поприще значительных успехов.
Мать баловала Пабло сверх всякой меры. А еще были сестры, тетки, заботливая бабушка... Потому-то Пабло, воспитанный в окружении обожавших его женщин, с детства привык к тому, что рядом всегда находится преданная спутница жизни, готовая исполнить любой его каприз.
Голубой и розовый
Пикассо и сам с младых ногтей вечно был в кого-то влюблен. Еще в годы учебы в Барселоне он был очарован танцовщицей Роситой дель Оро на десять лет старше его. Росита, как позднее многие женщины, вспоминала, что Пабло буквально загипнотизировал ее своим «магнетическим» взглядом. Забегая вперед - в памяти Пикассо Росита осталась единственной женщиной, которая после расставания не отзывалась о нем дурно.
«Гипноз» действовал пять лет, после чего Пикассо покинул Барселону - и Роситу - и перебрался в Мадрид. Однако в конце концов, объявив Испанию средоточием ханжества, молодой художник отправился в Париж, где царили Искусство и Свобода.
Богемной свободы Пикассо хлебнул сполна, а вот с искусством не задалось - Париж не спешил покоряться приезжему дарованию. Денег не хватало даже на краски - как раз тогда и начался знаменитый «голубой» период творчества Пикассо, а синяя и серая краски навсегда стали для него синонимом нищеты. Жизнь ему скрашивала разве что вереница возлюбленных - они же обычно служили и натурщицами.
Среди них стоит упомянуть Фернанду Оливье, вдохновившую Пабло на знаменитый образ «женщины-гитары». Именно Фернанда стала музой более спокойного «розового» периода в творчестве Пикассо, сменившего депрессивный «голубой». Картинами молодого испанца заинтересовались богатые коллекционеры - в том числе Гертруда Стайн, дочь американского миллионера. Она же познакомила Пабло с Матиссом, Модильяни и другими художниками, задававшими тон в искусстве. Нищета отступила, а вот в отношениях с возлюбленной наступил разлад: Пикассо как раз создал новое направление - кубизм, и его новая картина «Авиньонские девицы» не только эпатировала публику, но и возмутила Фернанду, усмотревшую в ней оскорбление для себя лично.
В зените
Художник нашел себе новую подругу - Еву Гуэль. Она - в отличие от Фернанды - к современной живописи относилась спокойно и охотно позировала Пабло для портретов в стиле кубизма. Счастье закончилось весной 1915 года: Ева заболела туберкулезом и умерла. Пикассо тяжело переживал гибель любимой - он растерял весь лоск и ударился в разгул. Лишь спустя два года его вытащил из этого состояния Жан Кокто, познакомив с Сергеем Дягилевым - хозяином прославленного «Русского балета». Одной из красивейших балерин в труппе была Ольга Хохлова, ставшая, пожалуй, самой известной женщиной в судьбе Пикассо.
Он увлекся ею со всем присущим ему темпераментом. Дягилев предупреждал нового знакомого: «Учтите, на русских девушках нужно жениться!» - но художник только смеялся, полагая, что в сердечных делах он сам себе голова... Однако, как показало время, Дягилев со своим предостережением словно в воду глядел.
12 июля 1918 года Пабло с Ольгой поженились. Художник был в зените славы, он стал настоящим светским львом - и всюду его сопровождала красавица жена. Через три года она родила ему сына Паоло, в котором оба родителя души не чаяли. Но в конце концов сытая размеренная жизнь начала тяготить Пикассо. Он все больше замыкался в себе, а Ольга устраивала бурные сцены ревности. Свое раздражение он вымещал в живописи, изображая жену в виде то старой клячи, то злобной мегеры. Тем не менее художник не хотел развода - ведь по условиям брачного контракта пришлось бы делить поровну все состояние, а главное - его картины! Таким образом, Ольга до самой смерти оставалась официальной женой художника и утверждала, что не переставала любить Пикассо. Тот отвечал ей: «Ты любишь меня, как любят кусок курицы, стараясь обглодать его до кости!»
Просто «Бог»
После разрыва с женой у Пабло появилась новая страсть - 17-летняя Мари-Тереза Вальтер, которая родила ему дочь Майю. Пикассо, правда, так и не признал себя отцом девочки, зато согласился... стать ее крестным. На смену Мари-Терезе пришла фотограф и художница Дора Маар - именно она создала уникальный фоторепортаж, фиксируя на камеру все этапы создания полотна «Герника», посвященного уничтоженному фашистами городку в Стране Басков. Но был у нее и недостаток - чрезмерная слезливость, из-за чего для Пикассо она навсегда осталась «Плачущей Женщиной».
Вторая мировая застала Пабло в Париже. Даже ему в годы оккупации приходилось туго: достать угля, чтобы протопить мастерскую, было невозможно, и художник почти все время проводил в кафе, в кругу друзей и почитателей. Там он познакомился с новой возлюбленной, художницей Франсуазой Жило.
Уже после войны она родила Пикассо двоих детей: сына Клода и дочь Палому. Казалось, 70-летний маэстро наконец обрел свое счастье… Но через несколько лет случилось невообразимое: Франсуаза забрала детей и ушла от художника, заявив, что ей «не хочется провести остаток жизни с историческим памятником»! Для Пикассо, который хвастался, что «ни одна женщина не покидала его по своей воле», это стало ударом. Новость разлетелась по всему Парижу, и Пикассо сделался предметом насмешек.
Спасение от позора он нашел в объятиях новой фаворитки - Жаклин Рок, 25-летней продавщицы. Она не разбиралась в искусстве, не была ни роковой красоткой, ни богемной девицей, зато ради Пикассо была готова на все - так и называла его: «мой господин», а то и просто «Бог».
К тому времени Ольга скончалась, освободив художника от обязательств брачного контракта, и он немедленно женился на Жаклин. Свадьба была скромной, да и светская жизнь больше не прельщала Пабло - супруги жили в уединении, что было Жаклин только на руку: делить своего гения она ни с кем не собиралась. Впрочем, главным для него все равно оставалась живопись. И незадолго до своей кончины (Пикассо ушел из жизни в 91 год на роскошной вилле) он признавался: «Я умру, так никого и не полюбив… Я часто думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть