4634

Фестивали как бренд. Основные рецепты организаторам местных праздников

№ 39 от 25 сентября 2013 года 25/09/2013

 

1.Не бойтесь и не усложняйте.

Никола СВОН, эксперт по устойчивому развитию из Великобритании, рекомендует: «Не бойтесь начинать организацию фестивалей в вашей деревне, поселке, городе. Начать можно с очень простых действий. Так, соберутся несколько человек со своими собаками на парковой лужайке, затеют соревнования, организуют пикник - и тут же выставят табличку «Первый международный фестиваль деревенских собак»…

2.Не упрощайте: начинайте готовиться заранее. Помните: «Удача любит подготовившегося», поэтому заранее соберитесь, обсудите и зафиксируйте ваши решения, составьте план подготовки фестиваля.

3. Подходите к фестивалю как к проекту. Прикиньте ресурсные возможности, закрепите ответственных за пункты плана, установите конкретные индикаторы по выполнению задач.

4. Выбирайте оригинальную тему. Задача стать заметными на фестивальной карте Беларуси должна быть с самых первых шагов. Ориентируйтесь на уже имеющихся лидеров, которые закрепили за собой яркие образы, колоритные белорусские слова. Речь о таких практически уже брендах, как «прысмакі» (Мотоль), «кола дзён» (Комарово), «бард-рыбалка» (Быхов), «завіруха» (фестиваль гонок на собачьих упряжках в Воложинском районе)…

5. Связывайте название праздника с названием местности, историческими событиями, чтобы люди знали, куда ехать.

6. Думайте о брендинге. Основа любого бренда - это впечатление, воспоминание, которое увезет с собой турист. «На «Ганненскім кірмашы» в Зельве всегда чему-то удивишься и откроешь для себя что-то новое» - примерно так должен думать гость этого фестиваля. «А в Желудке на «Фестивале цветов» можно купить очень недорогие саженцы и рассаду, а также вкусно поесть и повеселиться». «На «Коле дзён» в Комарово я точно куплю оригинальные подарки для моих друзей!» «Жду не дождусь следующих «Мотальскіх прысмакаў» - вот где самобытный и вкусный праздник! А обряд «Вясельны каравай» чего стоит!»…

7. Максимально привлекайте различных участников.

8. Зазывайте VIP-персон. Часто для людей участие в фестивале послов других государств, руководителей министерств, звезд спорта и культуры - признак качества события.

9. Отдавайте праздник «на откуп» личному и коллективному творчеству участников. Самые интересные идеи рождаются внутри местного сообщества. Дайте возможность людям проявить таланты, реализовать творческий потенциал.

10. Установите постоянную дату фестиваля.

11. Изучайте конкурентов: не совпадают ли время, тема, формат, «изюминки». Изучите календарь известных фестивалей, обратите внимание на ближайшие по расстоянию и дате к вашему и, если есть риски «утечки» клиентов, внесите коррективы.

12. Продумайте варианты проведения праздника в случае плохой погоды.

13. Приглашайте соседей (соседние сельсоветы, районы, предприятия, учреждения культуры). Предлагайте вашим соседям приезжать в национальной одежде, привозить традиционные изделия и продукты.

14. Не переборщите с официальной частью.

15. Включайте больше действий в фестивали и праздники, делайте их интерактивными. Одно дело - когда продавец просто разложил свой товар и подчас неизвестно - местная это продукция или китайская, совсем другая картина, когда мастер сам на глазах у людей изготавливает и продает свой товар. А еще лучше - когда вовлекает в процесс посетителей, туристов. Группы любопытных собираются вокруг настоящих бабушкиных ткацких станков в Мотоле, у работающих гончарных кругов в Глуше и кузнечных мастерских в Зельве, вынесенных на фестивальные улицы. Один плетет корзинку, другой вяжет традиционные половики-круги, в руках третьего на глазах рождается вытинанка…

16. Дайте площадку молодежи, выделите место для детей.

17. Используйте потенциал общественных советов и некоммерческих организаций, привлекайте бизнес. Имеющиеся в вашей местности некоммерческие организации, а также общественные советы по устойчивому развитию, по развитию туризма и предпринимательства - очень важные соорганизаторы фестивалей. Если же таких пока нет - подумайте об их создании. Так, фестиваль «Вкус Каламазу» (так называется город в штате Мичиган, США) курирует специально для этого созданное общественное объединение. Оно заключает договор об организации фестиваля с предпринимателем-профессионалом, как сейчас говорят, по событийным технологиям. В результате зарабатывает предприниматель, часть прибыли перечисляется общественной организации, а городские жители получают несколько дней веселой и «вкусной» фестивальной жизни. Все довольны.

18. Используйте труд волонтеров.

19. Не забудьте пригласить выходцев из вашей местности.

20. Учитесь: читайте, участвуйте, привлекайте экспертов, советуйтесь с «бывалыми». Найдите время и средства, объединитесь с единомышленниками - и в путь за новыми знаниями, контактами и ресурсами! Под лежачий камень вода не течет. Представители Желудка и Зельвы, Залесья и Глуши могут подтвердить, насколько важно было для них принять участие в фестивалях в других белорусских краях, чтобы потом и собственный праздник организовать на ура.

21. Внедряйте принципы устойчивого развития и элементы зеленой экономики. Сейчас и в будущем акценты в стратегиях развития всех сфер жизни (включая фестивальное движение) необходимо ставить на таких подходах. Экоответственные фестивали, устойчивое мероприятие (sustainable event) - такие выражения уверенно входят в обиход. Так, организаторы Сиднейского фестиваля разработали специальный документ «Видение управления устойчивостью». Принципы устойчивого развития здесь внедрены во все аспекты планирования мероприятий, включая закупку, производство, логистические решения.

22. Фиксируйте историю ваших фестивалей.

23. Рекламируйте фестиваль в Интернете.

24. Не отчаивайтесь, если успех приходит не сразу.

25. Максимально коммерциализируйте ваш фестиваль (работайте над получением прибыли). Приезжавший в Беларусь Чарльз Флинк, известный эксперт по туризму из США, рассказал, к примеру, о возрождении одного из небольших городов в Северной Дакоте благодаря зеленому маршруту и фестивалям. Сейчас фестивали в этом городке проводятся каждый месяц. За полгода в регион приходит около 16 миллионов долларов. А в польском городке Цехоцинек (не больше 20 тысяч жителей) ежегодно проводится 50 Всепольских фестивалей в год. Это утраивает городской бюджет. Примеры умелой коммерции уже начали появляться и на белорусских фестивалях. Активная торговля идет на «Мотальскіх прысмаках», «Камарова - кола дзён» и других.  А начиная с 2010 года на «Ганненскім кірмашы» в Зельве комбинат бытового обслуживания продает «старинную» льняную одежду: мужские рубашки и женские платья очень простого кроя. Во время фестиваля они идут нарасхват… Я тоже от покупки брендовой рубашки не отказался.

Олег СИВОГРАКОВэксперт по устойчивому развитию территорий, руководитель и консультант проектов и программ ЕС, ПРООН

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно