231

Дети и гаджеты. Как родителям не допустить зависимости

Как связано развитие детей и использование гаджетов? С какого возраста можно знакомить с телефонами или планшетами? Какие правила стоит вводить для детей при использовании устройств. Ответы на эти вопросы знают в Центре раннего вмешательства в Минске.

Наталья разрешила 10-летней дочке поиграть дома в видеоигры. А когда ей исполнилось 12, Наталья забила тревогу. «Закрой дверь, ты мне мешаешь – я играю!» – раздраженно отвечала дочь маме на вопрос «как дела?». Наталья растерялась: как поступить?

Сейчас Наталья знает, что делать. Она работает психологом в Центре раннего вмешательства в Минске.

Но несколько лет назад Наталья была в замешательстве. «Я наделала много ошибок. Теперь я это понимаю. Я слишком жестко отреагировала, резко все запретила. Знаете, иногда мамам говорят: «Ты же родила – должна соображать, что делать». Как будто у женщин – раз, и тумблер переключается на идеальное материнство. А у пап третий глаз появляется. Но на самом деле нас не учат быть родителями. Приходится самим учиться, учиться у других и собирать информацию». 

Наталья рассказала, как связано развитие детей и использование гаджетов, с какого возраста можно знакомить с телефонами или планшетами, какие правила стоит вводить для детей при использовании устройств. А еще честно поделилась своей историей – какие ошибки совершила она сама с дочерью и что лучше не повторять. 

Подробнее про эту тему с Натальей можно будет пообщаться на фестивале «Мама, папа, я – футбольная семья». В Осиповичах, Новополоцке, Бресте и Мозыре Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси проведет серию лекций от экспертов на актуальные темы родительства. 

Как гаджеты влияют на развитие детей и на их речь? 

– К нам в Центры раннего вмешательства часто обращаются родители с такой проблемой: «мой ребенок не разговаривает» или «мой ребенок плохо разговаривает», – рассказывает Наталья. Один из факторов, который влияет на возникновение этой проблемы, – частое использование детьми гаджетов. 

Как мы учимся разговаривать? Смотрим на человека и видим, как шевелятся губы. Как они складываются, вытягиваются. В мультиках на телефоне, планшете или в телевизоре такого не увидишь.  

Когда мы играем с 2- или 3-месячным ребенком, он за нами повторяет: откидывает медленно голову, открывает рот, потом на выдохе издает звук. Для него обучение происходит даже в физическом плане: как мне расправить плечи, как мне повернуть голову, как мне открыть рот.  

Когда формируются рефлекторные связи у детей, им нужно создать в голове 3D-модель предметов вокруг. Нужно сначала посмотреть на предмет и зрительно срисовать его. Потом его нужно потрогать, пощупать – как он рукой ощущается. А потом даже и на зуб попробовать. Опять же – в телефоне предметы не потрогаешь и не покрутишь, не ощутишь, из чего сделаны. 

Если ребенок, к примеру, не катал по полу трактор, не стучал им, не понял, тяжелый он или легкий, то он не получит полную картину. На экране такой трактор для него будет просто ярким пятном.

Есть распространенное мнение, что существует много обучающих мультиков. Посадишь ребенка – и он сам всему научится. Я понимаю, что родители устают и это удобно: кто-то за них сделает работу. Безусловно, что-то от таких мультиков в голове откладывается. Но мелькающая картинка и музыка многому не научит. 

Кроме того, с экранов дети за короткий период получают очень много сигналов и стимулов. В итоге перегрузка сенсорной системы может вылиться в раздражение, капризы, агрессию, истерики. Дети, которые много времени проводят в планшетах и телефонах, с большим трудом учатся писать, страдает мелкая и крупная моторика рук. 

Откуда зависимость?

Если много использовать смартфоны или играть в компьютерные игры, в организме вырабатывается повышенное количество дофамина. Другими словами, ребенок себя чувствует радостно и спокойно. 

В последствии при малейшем стрессе или беспокойстве дети снова тянутся к экрану: мозг начинает связывать его с получением удовольствия. Со временем это входит в привычку и перерастает в зависимость. 

– Нужно понимать, почему телефон или планшет оказывается в руках у ребенка, – продолжает рассказывать Наталья. Телефон – это работающий способ успокоить и отвлечь.  

Даже когда ребенок кричит, он рассказывает о своих проблемах. И когда мама или папа ему дают телефон, они игнорируют его желания. «Я не знаю, чем тебе помочь. Но у меня есть телефон». 

Важно родителям самим разобраться с причинами, по которым они дают детям гаджеты в раннем возрасте. Самая популярная причина – усталость. Чтобы этого избежать, молодой маме необходима поддержка близких. Нужно удовлетворить ее базовые потребности: накормить и дать выспаться.  

Еще одна важная причина: родители не знают, как играть и общаться с маленьким ребенком. Как переодеть малыша и подгузник поменять – понимают, а как заниматься с ним – нет. Поэтому нужна проверенная информация и даже иногда поддержка специалистов. 

И самое главноt: как минимум до 2, а лучше до 3 лет желательно ребенка оградить от использования гаджетов. Чтобы он или она полноценно развивались. А позже ограничивать время использования. 

Устанавливаем правила

– Детям старше 5 лет нужны четкие правила.  Нужно сказать ребенку, что мы даем тебе телефон, и им нужно пользоваться так-то и так-то. Например, ты можешь им воспользоваться 3 раза в день по 15 минут.  

Чтобы ребенок четко воспринял эти правила, нужно разработать алгоритмы, ритуалы. Например, ты получаешь телефон после еды или после прогулки. Объясните, что это не награда, а просто распорядок дня. За час до сна разрешать пользоваться гаджетами не следует. Они возбуждающе действуют на зрительные нервы – ухудшается качество сна.  

Эффективнее всего при использовании ребенком телефона или планшета использовать песочные часы. Песок просыпался – телефон убираем. При этом важно, чтобы не родители выступали триггером при выключении телефона. Используйте родительский контроль: пускай не вы, а программа выключает игры, сказки после того, как время вышло. Маме или папе только нужно объяснить: песок просыпется – телефон выключится. Закончил ребенок игру или нет – телефон выключится. Он или она имеют право злиться, расстраиваться, но родители предупреждали. 

Важное правило: нужно предложить ребенку, чем ему заняться, кроме телефона. Это может быть сложно: нужно уметь увлечь ребенка, научить, как он может себя развлекать.  

И еще раз напоминаю о приложениях, которые настраивают в гаджетах родительский контроль: это очень удобно. 

Работа над ошибками 

–  Я с дочкой поступила очень строго: просто в один момент отключила все, – вспоминает Наталья. Я сказала: “Это мое, это не для тебя. Я тебе разрешила, а теперь запрещаю”. Не нужно было этого делать.  

Вторая моя ошибка: я ничего не предложила в ответ, даже неравноценную замену. 

Дочку “ломало” неделю, она плакала, ругалась на меня. Даже хватала за одежду и один раз попыталась ударить. Я реагировала на это жестко. Это тоже было неправильно. Она хотела получить поддержку. Я ее как родитель предала – я ее не поддержала. Я ее резко оторвала от того, что ей очень нравилось, что ее подпитывало. Плюс я не очень корректно выражалась по поводу тех, кто в такие игры играет. И что вообще это ерунда – игры и гаджеты. 

Сейчас бы я поступила бы по-другому. Придерживалась бы правил, о которых рассказывала. Предложила бы альтернативу.  

Можно упустить время с ребенком и гаджетами, но можно его и наверстать. Но чем дальше, тем сложнее выйти из зависимости. А агрессия детей развивается по нарастающей, и даже очень милый ребенок может “оскалить зубы и укусить“. 

Я понимаю, что это сложно. У нас, как у родителей, много дел, много забот. Но внимание и забота к детям дадут свои плоды. 

Больше информации на тему родительства можно найти на сайте https://www.unicef.org/belarus// и в социальных сетях ЮНИСЕФ в Беларуси. Например, 5 правил ответственного родительства.  

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно