Разницу заметили и специалисты. И выяснили, что портретам можно доверять не всегда…
В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве хранятся его портреты, в том числе самый первый, где ему не больше четырёх лет. Это изображение сопровождает биографию поэта во всех учебниках, но некоторые эксперты засомневались, что это Александр Сергеевич…
Этот портрет мать поэта Надежда Осиповна Пушкинаподарила вместе с первым изданием первой главы «Евгения Онегина» Софье Великопольской, дочери первого русского терапевта Матвея Яковлевича Мудрова. Семья хранила миниатюру долгие годы, а в 1960 г. она была передана Музею Пушкина. Здесь портрет подвергли тщательной экспертизе, доказали, что малыш - это и есть Пушкин в детстве.
Однако в 1985 г. возникли серьёзные подозрения, что эксперты всё-таки ошиблись. Не зря Гослитмузей дважды отказывался покупать портрет Пушкина-ребёнка - его считали подделкой. Тем более на обратной стороне миниатюры нашли нацарапанную надпись «Лиза».
«Чтобы докопаться до истины, сотрудники Музея Пушкина решили провести повторную экспертизу и обратились во Всесоюзный научно-криминалистический центр МВД СССР (теперь это Экспертно-криминалистический центр МВД России), - вспоминает Александр ЗИНИН, специалист по портретной экспертизе, профессор, доктор юрнаук, заслуженный юрист РФ. - Эксперты стали искать портреты взрослого Пушкина, но лишь тех художников, которым он лично позировал. Нарисованные по памяти портреты во внимание не принимались. Нашли также изображения матери Пушкина, его брата Льва, дочери Натальи и двоюродного деда Ганнибала. Внимательно исследовали антропологический тип их лиц и всё-таки доказали - все они являлись кровными родственниками изображённого ребёнка: это выявили особенности строения глаз, носа, рта. А портреты взрослого поэта - это «повзрослевшие» детские изображения».
А как же надпись «Лиза»? Архивисты и исследователи документов позже определили: это лишь набор штрихов, напоминающий начертание имени. Возможно, это дело рук кого-то из прошлых владельцев - всё же прошло больше века. Миниатюра пережила даже блокаду Ленинграда: в квартиру, где она хранилась, попал снаряд, стена разрушилась, но портрет не пострадал. Само провидение уберегло это изображение, чтобы будущие поколения знали великого поэта в лицо.
Автор: Юлия Гарматина
Читайте также:
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть