109

«Я дал себе шанс». Минчанин оставил бизнес ради карьеры художника

Анастасия Бобович / Фото автора

Виталий Кузеняткин любил рисовать с детства. С ранних лет его работы замечали учителя, его картинами любовались друзья и знакомые, которые пророчили ему карьеру профессионального художника… Однако время и обстоятельства внесли свои коррективы: Виталию пришлось оставить мысли о творчестве. Взялся за кисть вновь он только в 43 года, после 23-летнего перерыва.

Лихие 90-е

 - Почему решили оставить мечты о профессии художника?

- Моя юность была всецело связана с искусством. Я прошел свой собственный путь от зарождения идеи до её воплощения. И этот путь был полон экспериментов, спонтанных решений, а также тщательно продуманных этапов: обучение в учебно-курсовом комбинате по специальности «Дизайн верхней одежды», посещение художественных курсов при Белорусском государственном университете культуры и искусства и многое другое…

Но мой дальнейший профессиональный путь определили лихие 90-е: манящие огни свободы и бизнеса того времени. Также я чувствовал ответственность за семью: нужно было зарабатывать деньги, так как отец ушёл из жизни, когда я был еще ребёнком. Всё это перевесило порывы творчества, которыми тогда, увы, было очень трудно приумножить свое благосостояние.

- Почему после стольких лет решили попробовать себя в качестве художника? Ведь и тогда, и сейчас заявить о себе в этом деле и «приумножить своё благосостояние» непросто.

- Не могу дать однозначный ответ. Мой бизнес развивался и набирал обороты, но в какой-то момент моя простая повседневная работа перестала меня «зажигать». Наверное, есть только одно объяснение, с которым я и иду по жизни: нежелание - это тысяча отговорок, а желание - это миллион возможностей! Время безвозвратно утекает сквозь пальцы. В итоге остается лишь сидеть и говорить, что у всех был шанс в жизни, а у меня не было. Поэтому я просто взял в руки кисть и написал морской пейзаж. Первая картина после долгого перерыва, как портал в другой мир. Мне казалось, что океан внезапно решил вспомнить, что он художник! Ты влюбляешься в воду, в цвет и глубину. В общем, вышло хорошо… Благодаря такому порыву я осознал, что тяга к живописи не оставила меня, что сказочный мир красок действительно во мне откликается.

Фото: Фото автора/ Анастасия Бобович

Современное художественное творчество многогранно, оно способно предложить новые формы для своего выражения. Именно поэтому я решил, что не стоит откладывать мечту. Купил материалы, оборудовал мастерскую и начал пробовать превращать любимое занятие в профессию.

В начале пути

- Что нравится писать?

- Отталкиваюсь от реализма: портреты, пейзажи. Черпаю свое вдохновение в природе - так картины получаются более живыми и «вкусными». В самое ближайшее время планирую писать с натуры, чтобы запечатлевать на холстах красоты нашего края. Для этих целей уже присмотрел пару мест в городе Молодечно.

Ещё я заметил, что каждый природный материал предлагает свои уникальные возможности, которые я изучаю и использую для выражения своих идей. Потому в настоящий момент совершенствую навыки работы с деревом.

- Не растеряли навыки за время такого длительного перерыва? Ведь люди искусства живут постоянной практикой, а их становление сопряжено с достаточно длительным обучением.

- Нет. Академические знания, которые я получил в юности, вновь восполнять не пришлось. Многие из моих работ достаточно высоко оценены людьми искусства, в том числе профессиональным художником Михаилом Матиевским. Совершенствуя свои навыки ежедневно, я открываю перед собой новый мир, который формирует моё познание. Когда я пишу, то вкладываю туда свою душу, а потом и самому на душе становится приятнее и спокойнее. Мне нравится смотреть на палитру после работы: такое разнообразие сочетаний красок, такой хаос цвета, букеты оттенков! 

Фото: Фото автора/ Анастасия Бобович

К слову, на мой взгляд, длительное обучение не всегда необходимость в вопросе творчества. Да, есть азы, которые нужно получить обязательно. Например, работа с тенью. Но очень важно искать свой стиль самостоятельно, методом проб и ошибок. Знаю, что некоторые художники придерживаются строгих технических методов. Но я отдаю предпочтение свободе и импровизации. Подхожу к творчеству экспериментально, даю волю случайности и интуиции.

- Думаю, что и в наше время актуально стоит вопрос того, как пробиться ещё неизвестному художнику, как заявить о себе. Вы начинаете проходить свой путь. Расскажите, из каких шагов и этапов он состоит.

- Сначала я зову друзей и родственников, чтобы продемонстрировать свои работы. Это самые честные и добрые оценки, которым я верю. После этого я подготовил экспозицию, прошёл согласование с Министерством культуры и решил презентовать свои работы на бесплатных и доступных площадках. Одна из таких – библиотеки. После этого заработало сарафанное радио: другие библиотеки уже пригласили меня выставиться на их базе. К слову, во время первой выставки я оставил на столе блокнот с ручкой, попросил честных отзывов зрителей. Сам находился в зале и наблюдал… Приятно, когда незнакомые люди оценивают твою картину. Также упор в продвижении своих работ я делаю на социальные сети, однако отмечаю, что старое доброе сарафанное радио еще никто не победил.

К профессии художника прикипел сердцем, разумом и душой. И надеюсь, что она станет не только моим делом, но и моей судьбой!

Оставить комментарий (0)