50

Скульптор Максим Петруль: «Не советую ходить на выставки случайно!»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. К Пасхе готовы! 15/04/2025
Скульптура «Птицы» (автор Максим Петруль) установлена в Минске на пр. Победителей напротив Дворца независимости в 2023 году. Архитектор - Вадим Дражин.
Скульптура «Птицы» (автор Максим Петруль) установлена в Минске на пр. Победителей напротив Дворца независимости в 2023 году. Архитектор - Вадим Дражин. Фото из открытых источников

15 апреля отмечается Всемирный день искусства. Искусство, особенно современное, иногда трудно понять. Какую мысль хотел донести создатель произведения? Как понимать современное искусство? С чего начать знакомство?

На эти и другие вопросы «АиФ» ответил член Белорусского союза художников, член Белорусского союза дизайнеров, известный белорусский скульптор и дизайнер Максим ПЕТРУЛЬ.

Где продают свои работы современные белорусские художники, скульпторы?

 

Есть галереи, частные покупатели, музеи. Но если говорить в целом, то в Беларуси нет рынка искусства. Есть рынок недвижимости, автомобильный рынок. Вот автомобиль есть в почти каждой семье. Он уже сгнил, колёса отваливаются, но его всё равно можно купить или продать. А с произведениями искусства такое, к сожалению, у нас не работает.

В Беларуси единственный активный игрок на этом рынке, кроме самих художников, это государство, за редким исключением участия наших бизнесменов в элитарной деятельности искусстве. Но если бы не государство, то художественный процесс вообще бы лёг на лопатки.

Да и в принципе, культура – это дорого. Представляете, что такое содержать театр?..

Если ты не несёшь расходы, значит, ничего не создашь и в итоге ничего не получится – даже не заработаешь. Поэтому нужны кредиты. Ведь дают же кредиты под строительство жилья. Почему бы художникам не выделять займы под создание произведений искусства?..

Наших в мире знают

В каких известных галереях, музеях мира можно встретить работы наших соотечественников? 

Да много где. В Третьяковской галерее, в Национальном художественном музее КНР. Работы наших соотечественников есть в частных и государственных собраниях разного уровня по всему миру. Произведения вашего покорного слуги, к слову, присутствуют в коллекции всемирно известного коллекционера, одного из богатейших людей в мире Райнольда Вюрта.

Кстати, в мире искусства есть свои рейтинги. И ряд белорусских художников входят в различные мировые художественные рейтинги. Это художник Владимир Зинкевич, художница Зоя Литвинова, Леонид Хоботов, скульптор Галина Гуравая и многие другие. Позиции в рейтинге зависят в том числе и от участия в больших международных событиях искусства, например в биеннале. Это выставка, которая проходит раз в два года и имеет свой табель о рангах.

Так, старейшая Венецианская биеннале до сих пор остается одним из наиболее крупных форумов международного искусства. Беларусь несколько раз представляла там свой национальный павильон. Также белорусские художники участвовали сами по себе, за пределами национального павильона. В последнее время набирает обороты Пекинская биеннале, которая проходит в Национальном художественном музее КНР. Посещаемость такого события – несколько миллионов человек в месяц!

Конечно же, работы наших художников можно встретить в коллекциях белорусских музеев, которые приобретают произведения искусства для своих фондов, постоянно пополняя и расширяя свои коллекции.

Бывает такое: приходишь в музей, подходишь к картине, скульптуре и – «Э-э-э… Не поняла…» Как понимать современное искусство? 

Всё просто: чтобы понимать современное искусство, надо читать. Как правило, у каждого художника, который занимается искусством на серьёзном уровне, выходят теоретические труды. Автор осмысливает, думает, пишет. Например, Казимир Малевич написал книги «Мир как беспредметность», «О новых системах в искусстве» и др.; Василий Кандинский – «О духовном в искусстве».

Есть книги о самих художниках: Родене, Микеланджело и об огромном количестве менее известных широкому кругу зрителей авторов. И вот когда ты соотносишь увиденное с тем, что прочитал, – это одна история. Тут можно сравнить с экранизациями литературных произведений. Например, пришёл в кино после прочтения «Мастера и Маргариты» Булгакова. Усиливается же эффект! А если книгу не читал, то хоть и поймешь, но всё равно не сможешь широко и полноценно взглянуть на произведение. Такой же принцип работает и в искусстве.

А если человек шёл мимо в магазин, а потом решил заглянуть в музей, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому не советую читателям ходить на выставки случайно!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно