3960

Возвращение Бизе. Событие в опере. Кармен на все времена

№ 26 от 23 июня 2015 года 23/06/2015

 

С одной стороны, зрители будут приходить на «Кармен» всегда - эта опера более века считается одной из самых популярных в мире. Но, с другой, со спектаклем связано так много великих имен прошлого, что риск не дотянуться до эталонов очень велик.

За прошедшие десятилетия в знаковой партии блистала не одна выдающаяся меццо-сопрано: Обухова, Максакова, Давыдова, Архипова, Образцова, Синявская… Только в Беларуси нынешняя постановка «Кармен» - уже восьмая: ее подготовили режиссер Галина Галковская, дирижер Андрей Галанов, автор сценографии и костюмов Анна Контек, хормейстер Нина Ломанович, балетмейстеры Юлия Дятко и Константин Кузнецов, Елена Алипченко (номера фламенко), художник по свету Людмила Кунаш.

В 1933 году с «Кармен», собственно, началась история Белорусского театра оперы и балета. Успех спектакля с Ларисой Александровской в главной роли был невероятным. Тогда либретто оперы было переведено на белорусский язык. Нынешняя постановка сохранила язык оригинала и максимально приближена к видению Жоржа Бизе. Этот спектакль основан на оригинальной версии с речитативами Мельяка и Галеви, и, по мнению зрителей, впервые за все времена диалоги, звучащие в опере, органично вписались в ее канву.

Танцует… хор

В постановке Галины Галковской «Кармен» лишена псевдотеатральности: нет яркого грима, объемных париков… С помощью костюмов, декораций, характеров героев и динамичного развития сцен она воссоздала атмосферу Испании XIX века. Кроме того, в спектакле впервые исполняются народные испанские танцы фламенко и севильяна. Причем их танцуют не артисты балета, а сами солисты оперы и хор. Для постановки танцев специально пригласили хореографа и профессиональную танцовщицу фламенко Елену Алипченко. «Чтобы опера прожила не один год, атмосфера испанской Севильи должна угадываться очень точно. Новую версию я решила сделать такой, чтобы перед глазами зрителей возникла самая настоящая Испания», - рассказала Галина ГАЛКОВСКАЯ. На вопрос, легко ли было уговорить артистов оперы затанцевать, режиссер рассмеялась: «Уговорить никого невозможно. Только увлечь, зажечь!»

Если есть огонь

Как певцам удалось за несколько месяцев не только освоить вокальный материал, войти в образ, но и постичь основы одного из сложнейших танцев - фламенко? По словам Елены АЛИПЧЕНКО, профессионального танцевального исполнения от вокалистов не требовалось: напротив, фламенко - сугубо народный, массовый танец, который отражает испанский характер, и каждый его танцует как чувствует. Главное, чтобы в душе танцующего был огонь, или, как говорят испанцы, «дуэнде». Безусловно, «огня» артистам оперы не занимать. Иначе они бы не пели в Большом театре!

А что же Кармен? Интерпретаций этого образа, ставшего архетипом, в истории оперы насчитывается великое множество. Какая она, Кармен, в новой постановке Большого? С начала сезона спектакль, похоже, надолго войдет в репертуар театра. Приходите - сами услышите и увидите!

26-35-2

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно