1381

Тоска по «Тоске». В театре оперы и балета - премьера!

"Аргументы и факты" в Беларуси № 10. День весны. С праздником, дорогие женщины! 06/03/2018
Нынешняя постановка этой оперы - шестая в истории Большого театра Беларуси.
Нынешняя постановка этой оперы - шестая в истории Большого театра Беларуси. Фото из открытых источников

В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси состоялась премьера оперы «Тоска» Джакомо Пуччини.

Нынешняя постановка оперы «Тоска» - шестая в истории Большого театра Беларуси. Первая была осуществлена в 1937 году с участием легендарной оперной дивы Ларисы Александровской в главной роли. Предпоследняя - пятая - была поставлена в 2010 году режиссером Михаилом Панджавидзе. Редакция 2018 года вносит многие принципиально новые черты в концепцию спектакля, интерпретацию образов главных героев, сценографию.

Джанлука МАРЧАНО, дирижер-постановщик, рассказал о своем участии в опере:

- «Тоска» - это произведение, в котором я чаще всего дирижирую. В Лондоне, на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго, а также в Сербии, Армении, Грузии и других странах - эта опера сопровождает меня повсюду. И каждый раз я нахожу в ней что-то новое, то, чего не замечал раньше. «Тоска» - это удивительная вселенная, полная деталей. И мне кажется, что Пуччини лучше, чем кто-либо другой, смог выразить в этой опере чувства героев. Музыка у него стала симфоническим дополнением к драме.

«Не все однозначно»

Снова режиссером-постановщиком оперы выступил Михаил ПАНДЖАВИДЗЕ:

- Герои «Тоски» - это реальные личности ХІX века со своими чувствами, страстями, слабостями… Благодаря невероятной по экспрессии музыке Пуччини они такими и предстают на сцене - на редкость реалистичными, обуреваемыми разрушительными желаниями и страстями.

Через восемь лет, прошедшие после премьеры предыдущей постановки на сцене Большого театра Беларуси, я еще более жестко отношусь к героям оперы. В этом сюжете все не так однозначно, как мы привыкли трактовать.

Образ Тоски в моей интерпретации - это образ падшего ангела. Влекомая своими страстями, Тоска в результате последовательно становится предательницей, убийцей и самоубийцей, проходя весь путь смертных грехов. Именно на этом я хочу заострить внимание зрителей, пришедших на наш спектакль.

Неподдельный интерес

Драма Викторьена Сарду (1887) выдержала три тысячи представлений - и понравилась она не только французской публике. «Тоска» с ее остротой конфликтов, экспрессией и динамичным развитием событий представлялась благодатным материалом для оперной сцены - и в таком качестве в Италии ею заинтересовались трое композиторов: Джузеппе Верди, Альберто Франкетти и Джакомо Пуччини. Но Верди замысла этого не осуществил, а издатель Рикорди позаботился о том, чтобы права на создание оперы «Тоска», первоначально полученные А.Франкетти, были переданы Пуччини. Эта великая история любви и предательства, облаченная итальянским композитором в оперный жанр, вот уже более века не перестает бередить сердца людей во всем мире.

«Тоска» - одно из наиболее драматичных произведений Джакомо Пуччини. Музыка ее ярка и экспрессивна, порой экстатически возбужденна.

При этом из всех опер Пуччини чувство любви именно в «Тоске» нашло наиболее полное, по-итальянски щедрое выражение. Преобладание любовной линии, лирическая направленность становятся отличительной особенностью драматургии оперы. Кантиленное начало пронизывает всю музыку оперы, включая оркестровую ткань. Более того, именно оркестр нередко берет на себя ведущую мелодическую функцию.

Основной же драматургический принцип оперы - диалог. Действие спектакля развивается на основе конфликтов, столкновений, борьбы или, напротив, единения двух действующих лиц.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно