1271

Творить с пространством. 100 лет Николаю Казаку

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38 19/09/2017
Работы художника восхищали посетителей знаменитых выставок Европы и Америки.
Работы художника восхищали посетителей знаменитых выставок Европы и Америки. АиФ

В Национальном художественном музее Беларуси хранится искусно выполненное изображение молодого человека, автор которого до недавнего времени был неизвестен. Картине почти восемьдесят лет, и только сейчас благодаря родственникам художника выяснилось, что это автопортрет Николая Казака. Можно было бы предположить, что признание пришло к мастеру уже после смерти, Но это не так. Работы талантливого художника-абстракциониста во второй половине прошлого века восхищали посетителей знаменитых выставок Европы и Америки. Сегодня его произведения хранятся во многих частных коллекциях и крупнейших музеях мира. Но до сих пор имя Николая Казака малоизвестно в Беларуси, стране, где он родился и в самом раннем возрасте понял, что для него нет жизни без искусства.

Начало начал

Николай Максимович Казак родился 24 сентября 1917 года в деревне Люща на Лунинетчине. Позже семья переехала в Хотыничи Ганцевичского района. Отец, Георгиевский кавалер, служивший на крейсере «Варяг», работал на железной дороге.

Николай Казак.
Николай Казак. Фото: АиФ

По словам детей Николая, отец рисовал с малых лет. В 1935 году талантливому начинающему художнику назначили стипендию премьер-министра Польши для обучения в Варшаве в школе изобразительного и декоративно-прикладного искусства. По специальности «монументальная живопись» он учился у профессора Мечислава Шульца. В 1938-м выиграл конкурс на эмблему «Сирена» для школьных зданий города. В 1939-м уже преподавал живопись и графику в столичной художественной школе. Вскоре Николай вернулся на родину и работал ассистентом инспектора школ в Ганцевичском районе.

О начале войны Николай Казак услышал, когда гостил у родственников в Ленинграде. По дороге на родное Полесье попал под бомбежку, был арестован красноармейцами, которые приняли его за шпиона. Когда все же добрался домой, оказалось, что родителей, младших братьев и сестру-подростка выслали в Сибирь вместе с семьями других польских железнодорожников. Другую сестру, которая жила отдельно, немцы расстреляли вместе с мужем и ребенком на глазах Николая.

В 1942-1943 годы художник жил в Барановичах, преподавал в школе рисование и геометрию. Здесь состоялась его единственная в Беларуси выставка в стиле традиционного реализма. Примерно в это же время Николай Казак нарисовал первые абстрактные изображения. За возможностью развиваться именно в этом направлении в 1944 году он уехал в Вену, а через год – в Рим.

Другой мир

Очень скоро художник с Полесья стал ярчайшим представителем культурной эмиграции в Италии. Он учился в художественной академии в Риме и работал в направлении конструктивизма. Полностью отказавшись от традиционного холста, теперь он творил не в пространстве, а с пространством. Хотя отличным рисовальщиком остался до конца жизни.

В Вечном городе впервые выставлялись его работы в стиле Мондриана и Кандинского. Здесь он сделал трехмерную конструкцию пространства и материи, а в 1945-1946 годы изложил собственную философию физического искусства в коротком эссе-манифесте «Физическое искусство – действие положительного и отрицательного».

Газета белорусских эмигрантов «Бацькаўшчына» в 1949 году писала: «Известный белорус – профессор художеств господин Казак своими современными, революционными рисунками превысил всех итальянских художников. Его работы сейчас в Италии ценятся очень высоко».

Искусство Николая Казака сравнивают с произведениями Шагала, Сутина, Малевича и других русских конструктивистов. Впрочем, с работами Казимира Малевича Казак познакомился и восхитился ими гораздо позже – на выставке в Америке в 1953 году. А пока его творчество, не уступающее по мастерству основоположнику супрематизма, демонстрировалось на национальных и международных выставках в галереях Рима, Турина, Флоренции. Казак общался со многими известными коллегами, писателями, критиками… А Энрико Прамполини – центральная фигура второго итальянского возрождения – взял талантливого белоруса под свою опеку.

Следующий этап жизни и творчества художника начался в 1951 году в Америке. В Далласе прошла первая на этом континенте выставка Николая Казака. А через год, отказавшись от предложения преподавать в Университете Вашингтона, он обосновался в Нью-Йорке.

Искусство Николая Казака воплощено в геометрических формах.
Искусство Николая Казака воплощено в геометрических формах. Фото: АиФ

Нью-Йорк: лаборатория в лаборатории

Известный теоретик архитектуры голландец Рем Колхас в бестселлере «Нью-Йорк вне себя» (1978 год) представил город своеобразной лабораторией новой культуры индустриального века 1890-1940 годов. Манхэттен отменил традиционные понятия красоты и гармонии и стал примером радикально новой культуры и архитектуры. В своей сфере это же утверждали и художники-авангардисты. Один из лучших их представителей Николай Казак полюбил этот город-«лабораторию» и до конца жизни работал здесь в своей лаборатории – творческой мастерской.

Художник не отступал от принципов своего манифеста. Он настаивал на том, что произведение искусства – это полностью изобретенный физический организм, а не описание, подражание или деформация чего-либо.

«Создаваемое им физическое искусство с его балансирующим устройством противоположных, всегда присутствующих, всегда прочных элементов универсальной физики – позитивного пространства (материя) и негативного пространства (энергия «пустого» пространства) является классическим в его чистоте и освобожденности мысли.

Его искусство воплощено в геометрических формах, прямых и округлых линиях, первичных цветах, в дереве, металле, пластике, в полных трехмерных конструкциях, свисающих с потолка и возвышающихся над полом, низких трехмерных конструкциях, проектирующихся от стен. Особенность этих композиций – эффект движения, образуемый взаимодействием динамических форм», – цитата из вступления к альбому «Искусство Казака. С предисловием Роберта Крамера, комментариями Марчелло Галлиана и собственным манифестом художника о физическом искусстве» (Нью-Йорк, 1968 год).

Работы «ключевого игрока авангардистской геометрической сборной первой  половины ХХ века» (так его называли критики) выставлялись в Америке, Италии, Франции, Аргентине и даже в Советском Союзе. Казак состоял в Американской ассоциации абстракционистов, читал лекции по искусству. Помимо прочего, он создавал аудиооборудование в известных Emerson Radio и Phonograph Company. При всем этом достаточно времени он уделял семье.

С полькой Яниной Поранской, на которой Николай женился в 1954 году, у них родились сын Александр и дочь Кристина. Дети вспоминают, что отец не обращал внимания на моду, не умел делать деньги на творчестве. Не стремился к материальным излишествам, но достойно обеспечивал семью и очень любил ее.

Дисциплину и порядок, к которым привык отец, в приходской школе детям прививали монахини и священники. Детскими игрушками в доме были маленькие деревянные блоки, которые позже становились элементами трехмерных конструкций. В скромной однокомнатной квартире Казаков в Бронксе, а потом и в собственном доме часто бывали гости из мира искусства. Художник знакомил родных и друзей с многочисленными выставками и музеями. По настоянию главы семейства и жена, и дети получили высшее образование. Его он считал краеугольным камнем просветления.

* * *

Известно, что в двенадцатилетнем возрасте Николай Казак намеревался уйти в монастырь и посвятить жизнь Богу и искусству. Этим принципам он был верен и в жизни светской. Рассуждения о разуме, Боге и Космосе занимают центральное место в философии физического искусства Николая Казака. Близкими к этому оказались впечатления молодой белорусской поэтессы Виктории Головчик, которая так описала первое впечатление от работы мастера:

Дзесьці існуе
сусвет другі:

Сонца і Меркурый -
                сябры лепшыя.

Пабудуем новыя шляхі,

Ад зямных здарэнняў
                незалежныя.

Ведаем, далёка за мяжой

Круцяцца гады
                блакітна-чорныя.

Адусюль вяртаемся з тугой

Да Радзімы
                з песняю мінорнаю.

Николай Казак умер 30 сентября 1994 года. За три года до смерти в Солт-Лейк-Сити был издан каталог его творчества, составителем и куратором которого выступил ведущий американский славист, искусствовед, специалист по истории русского авангарда Джон Боулт. Архив художника (около 350 единиц биографических материалов, переписка, рукописи, рисунки, фотографии) хранится в знаменитых Смитсоновских архивах Американского искусства.

Людмила РЕБКОВЕЦ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно