В Национальном художественном музее Беларуси хранится искусно выполненное изображение молодого человека, автор которого до недавнего времени был неизвестен. Картине почти восемьдесят лет, и только сейчас благодаря родственникам художника выяснилось, что это автопортрет Николая Казака. Можно было бы предположить, что признание пришло к мастеру уже после смерти, Но это не так. Работы талантливого художника-абстракциониста во второй половине прошлого века восхищали посетителей знаменитых выставок Европы и Америки. Сегодня его произведения хранятся во многих частных коллекциях и крупнейших музеях мира. Но до сих пор имя Николая Казака малоизвестно в Беларуси, стране, где он родился и в самом раннем возрасте понял, что для него нет жизни без искусства.
Начало начал
Николай Максимович Казак родился 24 сентября 1917 года в деревне Люща на Лунинетчине. Позже семья переехала в Хотыничи Ганцевичского района. Отец, Георгиевский кавалер, служивший на крейсере «Варяг», работал на железной дороге.
По словам детей Николая, отец рисовал с малых лет. В 1935 году талантливому начинающему художнику назначили стипендию премьер-министра Польши для обучения в Варшаве в школе изобразительного и декоративно-прикладного искусства. По специальности «монументальная живопись» он учился у профессора Мечислава Шульца. В 1938-м выиграл конкурс на эмблему «Сирена» для школьных зданий города. В 1939-м уже преподавал живопись и графику в столичной художественной школе. Вскоре Николай вернулся на родину и работал ассистентом инспектора школ в Ганцевичском районе.
О начале войны Николай Казак услышал, когда гостил у родственников в Ленинграде. По дороге на родное Полесье попал под бомбежку, был арестован красноармейцами, которые приняли его за шпиона. Когда все же добрался домой, оказалось, что родителей, младших братьев и сестру-подростка выслали в Сибирь вместе с семьями других польских железнодорожников. Другую сестру, которая жила отдельно, немцы расстреляли вместе с мужем и ребенком на глазах Николая.
В 1942-1943 годы художник жил в Барановичах, преподавал в школе рисование и геометрию. Здесь состоялась его единственная в Беларуси выставка в стиле традиционного реализма. Примерно в это же время Николай Казак нарисовал первые абстрактные изображения. За возможностью развиваться именно в этом направлении в 1944 году он уехал в Вену, а через год – в Рим.
Другой мир
Очень скоро художник с Полесья стал ярчайшим представителем культурной эмиграции в Италии. Он учился в художественной академии в Риме и работал в направлении конструктивизма. Полностью отказавшись от традиционного холста, теперь он творил не в пространстве, а с пространством. Хотя отличным рисовальщиком остался до конца жизни.
В Вечном городе впервые выставлялись его работы в стиле Мондриана и Кандинского. Здесь он сделал трехмерную конструкцию пространства и материи, а в 1945-1946 годы изложил собственную философию физического искусства в коротком эссе-манифесте «Физическое искусство – действие положительного и отрицательного».
Газета белорусских эмигрантов «Бацькаўшчына» в 1949 году писала: «Известный белорус – профессор художеств господин Казак своими современными, революционными рисунками превысил всех итальянских художников. Его работы сейчас в Италии ценятся очень высоко».
Искусство Николая Казака сравнивают с произведениями Шагала, Сутина, Малевича и других русских конструктивистов. Впрочем, с работами Казимира Малевича Казак познакомился и восхитился ими гораздо позже – на выставке в Америке в 1953 году. А пока его творчество, не уступающее по мастерству основоположнику супрематизма, демонстрировалось на национальных и международных выставках в галереях Рима, Турина, Флоренции. Казак общался со многими известными коллегами, писателями, критиками… А Энрико Прамполини – центральная фигура второго итальянского возрождения – взял талантливого белоруса под свою опеку.
Следующий этап жизни и творчества художника начался в 1951 году в Америке. В Далласе прошла первая на этом континенте выставка Николая Казака. А через год, отказавшись от предложения преподавать в Университете Вашингтона, он обосновался в Нью-Йорке.
Нью-Йорк: лаборатория в лаборатории
Известный теоретик архитектуры голландец Рем Колхас в бестселлере «Нью-Йорк вне себя» (1978 год) представил город своеобразной лабораторией новой культуры индустриального века 1890-1940 годов. Манхэттен отменил традиционные понятия красоты и гармонии и стал примером радикально новой культуры и архитектуры. В своей сфере это же утверждали и художники-авангардисты. Один из лучших их представителей Николай Казак полюбил этот город-«лабораторию» и до конца жизни работал здесь в своей лаборатории – творческой мастерской.
Художник не отступал от принципов своего манифеста. Он настаивал на том, что произведение искусства – это полностью изобретенный физический организм, а не описание, подражание или деформация чего-либо.
«Создаваемое им физическое искусство с его балансирующим устройством противоположных, всегда присутствующих, всегда прочных элементов универсальной физики – позитивного пространства (материя) и негативного пространства (энергия «пустого» пространства) является классическим в его чистоте и освобожденности мысли.
Его искусство воплощено в геометрических формах, прямых и округлых линиях, первичных цветах, в дереве, металле, пластике, в полных трехмерных конструкциях, свисающих с потолка и возвышающихся над полом, низких трехмерных конструкциях, проектирующихся от стен. Особенность этих композиций – эффект движения, образуемый взаимодействием динамических форм», – цитата из вступления к альбому «Искусство Казака. С предисловием Роберта Крамера, комментариями Марчелло Галлиана и собственным манифестом художника о физическом искусстве» (Нью-Йорк, 1968 год).
Работы «ключевого игрока авангардистской геометрической сборной первой половины ХХ века» (так его называли критики) выставлялись в Америке, Италии, Франции, Аргентине и даже в Советском Союзе. Казак состоял в Американской ассоциации абстракционистов, читал лекции по искусству. Помимо прочего, он создавал аудиооборудование в известных Emerson Radio и Phonograph Company. При всем этом достаточно времени он уделял семье.
С полькой Яниной Поранской, на которой Николай женился в 1954 году, у них родились сын Александр и дочь Кристина. Дети вспоминают, что отец не обращал внимания на моду, не умел делать деньги на творчестве. Не стремился к материальным излишествам, но достойно обеспечивал семью и очень любил ее.
Дисциплину и порядок, к которым привык отец, в приходской школе детям прививали монахини и священники. Детскими игрушками в доме были маленькие деревянные блоки, которые позже становились элементами трехмерных конструкций. В скромной однокомнатной квартире Казаков в Бронксе, а потом и в собственном доме часто бывали гости из мира искусства. Художник знакомил родных и друзей с многочисленными выставками и музеями. По настоянию главы семейства и жена, и дети получили высшее образование. Его он считал краеугольным камнем просветления.
* * *
Известно, что в двенадцатилетнем возрасте Николай Казак намеревался уйти в монастырь и посвятить жизнь Богу и искусству. Этим принципам он был верен и в жизни светской. Рассуждения о разуме, Боге и Космосе занимают центральное место в философии физического искусства Николая Казака. Близкими к этому оказались впечатления молодой белорусской поэтессы Виктории Головчик, которая так описала первое впечатление от работы мастера:
Дзесьці існуе
сусвет другі:
Сонца і Меркурый -
сябры лепшыя.
Пабудуем новыя шляхі,
Ад зямных здарэнняў
незалежныя.
Ведаем, далёка за мяжой
Круцяцца гады
блакітна-чорныя.
Адусюль вяртаемся з тугой
Да Радзімы
з песняю мінорнаю.
Николай Казак умер 30 сентября 1994 года. За три года до смерти в Солт-Лейк-Сити был издан каталог его творчества, составителем и куратором которого выступил ведущий американский славист, искусствовед, специалист по истории русского авангарда Джон Боулт. Архив художника (около 350 единиц биографических материалов, переписка, рукописи, рисунки, фотографии) хранится в знаменитых Смитсоновских архивах Американского искусства.
Людмила РЕБКОВЕЦ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть