6 декабря в Национальном художественном музее Республики Беларусь начнет работать выставка «Шрага Царфин. Ведущий к свету» из коллекции Группы компаний А-100, Национального художественного музея Республики Беларусь, Центра творчества детей и молодежи г.п. Смиловичи и частных коллекций.
Эта первая в Беларуси персональная выставка приурочена к 120-летию Файбиша-Шраги Царфина (1899-1975), художника Парижской школы, человека необычной судьбы, уроженца белорусского местечка Смиловичи под Минском. Экспозиция познакомит зрителя с доселе неизвестными белорусской публике работами Царфина, принадлежащими Группе компаний А-100, а также представит редко выставляемые картины автора из частных коллекций, расскажет о его художественных и духовных исканиях.
Файбиш-Шрага Царфин родился 7 января 1899 года в Смиловичах, неподалеку от Минска. Начал рисовать уже в раннем детстве. В 1900-х годах был знаком с Хаимом Сутиным, также уроженцем местечка Смиловичи, тридцать лет спустя друзья вновь встретятся уже в Париже. В 1913 году Царфин, идя по стопам Сутина, поступает в Виленскую Рисовальную школу, но уже в 1914 г. уезжает в Палестину. Там он учится в Школе искусств Бецалель, работает в кибуце. В 1918–1920 гг. служил в британской армии, сражался за освобождение Палестины от Оттоманской империи.
После окончания Первой мировой войны Царфин возвращается в Бецалель, участвует в ряде выставок. Желая продолжить образование, в 1923 году он уезжает в Берлин, а в 1924 г. перебирается в Париж. Здесь занимается самообразованием, начинает сотрудничать с издательствами и домами мод, выставляется в Салонах Независимых. В 1929 году Царфин женится, в 1931 году супруги получают французское гражданство.
В 1930-х гг. Царфин активно работает как художник по текстилю. Критики называют его «виртуозом эскизов для тканей». В годы Второй мировой войны почти все работы Файбиша-Шраги 1920–1930-х гг. бесследно пропали, лишь эскизы для тканей чудом сохранились в ряде частных архивов. На выставке представлено несколько таких эскизов.
Во время Второй мировой войны Царфин сначала служит во французской армии, затем демобилизуется и участвует в Движении Сопротивления. Даже в это сложное время состоялись три его персональные выставки, в Гренобле (1941) и в Лионе (март и июль 1942.). Именно в это время Царфин разрабатывает технику, ставшую затем его «фирменным стилем»: ему удается смешать гуашь и масляные краски.
В 1945 году Царфины возвращаются в Париж, с 1947 года они живут в Рони-су-Буа, маленьком городке близ французской столицы. Жизнь в послевоенной Франции, разрушенной и разграбленной нацистами, была очень сложной, но именно в это время Царфин решает последовать совету своего старшего друга Хаима Сутина и полностью посвящает себя живописи. Его творчество всё больше носит отпечаток напряженной внутренней жизни художника, особенно после того, как он узнает о гибели родителей в смиловичском гетто. И лишь в 1960-х гг. художнику удается преодолеть внутренний душевный кризис, его работы постепенно начинают сиять прекрасным голубым цветом, наполняются покоем и умиротворением.
Шрага Царфин умер в 1975 году после продолжительной болезни и похоронен на кладбище Рони-су-Буа.
Все знакомые и близкие Царфина отмечали его мистицизм и стремление к интеллектуальному общению. Художник много читал, старался путешествовать, знакомясь с новыми краями и людьми.
Одной из ведущих тем в творчестве Шраги Царфина являются пейзажи Франции, ставшей ему второй родиной. Художник стремился прежде всего передать волнующие его духовные и философские проблемы, надеясь на понимание зрителей. Царфин был прекрасным колористом, он использовал своеобразную индивидуальную палитру, выработал узнаваемую технику, все время находясь в поиске новых выразительных средств. Его произведения находятся во многих музеях Франции, коллекциях баронов Ротшильдов и семьи Чарли Чаплина.
На выставке «Шрага Царфин. Ведущий к свету» будет представлено 52 работы художника, созданные в разные годы, отражающие самые разнообразные грани его таланта.
Собрание произведений Шраги Царфина из коллекции Группы компаний А-100 приобретено у наследников художника в 2018 году и впервые будет представлено белорусской публике. Выставка продлится до 28 февраля 2020 года.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть