Его называют баловнем судьбы и признанным талантом, одним из немногих российских режиссёров и сценаристов, сумевших покорить мир, и настоящим бабником. Глядя на Кончаловского, трудно угадать его настоящий возраст: режиссёр сегодня активно работает над своим 35 фильмом и появляется на публике с молодой женой.
"АиФ" вспоминает удачи и разочарования автора «Курочки Рябы», «Андрея Рублёва», «Рабы любви» и десятков других киношедевров.
В кругу гениев
Едва ли в нашей стране найдётся человек, которому неизвестна династия Кончаловских. Мать юбиляра — Наталья Кончаловская — поэтесса и переводчица, дочь художника Петра Кончаловского, а также внучка знаменитого живописца Василия Сурикова. Отец — автор текстов гимнов СССР и России Сергей Михалков. Младший брат — режиссёр Никита Михалков.
Род Михалковых-Кончаловских много лет считался приближенным к царскому окружению. Детство Андрея тоже прошло в кругу знаменитых, интеллигентных и творческих людей, которые, безусловно, оказали влияние на его судьбу. К примеру, в семейном «поместье» Михалковых на Николиной горе, где рос Андрей, в гостях часто бывали композиторы Сергей Прокофьев и Святослав Рихтер. А мать режиссёра, ещё будучи гимназисткой, слушала, как Рахманинов разучивает произведения, и мечтала вырастить из сына музыканта.
Сперва мальчишка ненавидел муторные уроки за фортепиано, на которых настаивала мать, а потом втянулся. Кончаловский даже поступил в Московскую консерваторию, но ко второму курсу понял, что он не на своём месте.
«В консерватории меня тяготило желание быть не хуже других. Но я понимал, что это не так. Мы учились у замечательного педагога и гениального музыканта Льва Оборина, там был Володя Ашкенази, Митя Сахаров, Воскресенский, Наум Штаркман. Такое собрание, что было легко быть хуже них. Но это меня очень угнетало подсознательно. Вернее, так: находясь в зале кино, я испытывал гораздо больше энергии. Мне казалось, что я могу лучше», — вспоминал известный режиссёр.
На своём месте
«Своё» место Кончаловский нашёл во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма, где и познакомился со своим будущим соавтором, легендарным режиссёром Андреем Тарковским. «Свой первый сценарий с Андреем Тарковским мы опубликовали в „Московском комсомольце“, я подписался как Безухов», — вспоминал режиссёр первые шаги в профессии.
Первый же полнометражный фильм Кончаловского — дипломная работа «Первый учитель» по одноимённой повести Чингиза Айматова — получил номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Но за окрыляющим успехом последовала неудача: «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» из-за «слишком реалистичного изображения нищеты советских колхозов» запретили к показу.
Несмотря на успехи и разочарования, в карьере Кончаловского никогда не было многолетних пауз. Он снимал фильмы в самых разных жанрах: от психологической драмы до эксцентричной сказки. Главное, ему удалось совместить несовместимое: в советские годы он стал популярным и на родине, и за «железным занавесом».
В восьмидесятые годы, получив звание Народного артиста РСФСР, режиссёр уехал покорять Голливуд, где снял несколько фильмов со звёздами первой величины. В одной из картин Кончаловского играли оскароносный Джон Войт (папа Анджелины Джоли) и брутальный Эрик Робертс (брат Джулии Робертс), в другой — не нуждающиеся в представлении Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне.
К 80 годам в копилке Кончаловского — множество престижных международных кинопремий и наград, включая венецианского «Серебряного льва», Гран-при Каннского кинофестиваля, «Эмми», «Нику», «Золотого орла», но он и не думает почивать на лаврах. В прошлом году за чёрно-белую драму «Рай» Кончаловский получил одну из самых значимых наград Венецианского кинофестиваля, а совсем недавно приступил к работе над фильмом о великом скульпторе и живописце Микеланджело Буонарроти «Грех». «Сейчас я снимаю картины для себя, я больше не снимаю для зрителя», — говорит режиссёр.
Главная слабость
Пожалуй, больше фильмов Кончаловского обсуждают только его личную жизнь. А обсудить в ней есть что: за плечами восьмидесятилетнего режиссёра 5 браков и множество романов с известными артистками, которые он даже скрывал.
Первое предложение руки и сердца режиссёр сделал ещё в 1955 году ученице балетного училища Ирине Кандат. Через несколько лет его законной супругой стала балерина и актриса Наталья Аринбасарова, затем была француженка Вивиан Годэ, вскоре её место заняла диктор телевидения Ирина Мартынова. А накануне своего шестидесятилетнего юбилея на фестивале «Кинотавр» в Сочи Кончаловский познакомился с молоденькой актрисой Юлией Высоцкой. Несмотря на тридцатишестилетнюю разницу в возрасте и ветреный нрав режиссёра, они поженились и до сих пор счастливы в браке.
Однако о счастье Кончаловский в последние годы говорит с осторожностью: «Я был по-настоящему счастлив до октября 2013 года». Почти четыре года назад в его жизни произошла страшная трагедия: автомобиль, на котором Кончаловские путешествовали по югу Франции, попал в ДТП. В аварии серьёзно пострадала его четырнадцатилетняя дочь.
О здоровье дочери семья Кончаловских старается не распространяться. Известно только, что врачи до сих пор борются за жизнь уже семнадцатилетней Марии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть