4928

Режиссер Ильмар Таска: «Люблю разные виды искусства»

№ 45 от 7 ноября 2012 года 07/11/2012

Таска был замечен и на многих других фестивальных спектаклях, а для студентов Белорусской государственной академии искусств провел мастер-класс.

Режиссер признался студентам, что ему был приятен теплый прием белорусской публикой его постановки, которая была осуществлена специально к юбилею великого режиссера Андрея Тарковского. Но в зале были и те, кто не совсем понял пьесу, в которой «ничего не происходит».

- Идея спектакля родилась из радиопьесы Эрланда Юсефсона, который снимался у Тарковского в картинах «Ностальгия» и «Жертвоприношение»,- рассказал Ильмар ТАСКА. - Сначала актерам было трудно работать: действительно, в пьесе - одни размышления и ничего не происходит. Но я решил, что мы будем нащупывать, искать какие-то ходы. В театре, чтобы было интересно смотреть, нужно найти визуальный эквивалент: в нашем спектакле с помощью звуковых и световых эффектов мы смогли разграничить реальность и сон.

Приятно, что премьерой спектакля остались довольны друзья Тарковского, его сын, который признался, что стал понимать отца даже немного лучше.

- Вы лично знали Андрея Тарковского… Правда ли, что на съемочной площадке у него происходили мистические вещи?

- Не могу припомнить… Кстати, если у Тарковского спрашивали про символику его фильмов, он говорил, что нет никаких символов, все придумали критики. Конечно, он не хотел растолковывать свои символы, потому что тогда теряется ассоциативная возможность для разных трактовок.

- Есть уважаемые режиссеры, которые, не стесняясь, признаются, что не понимают Тарковского…

- Это нормально, потому что его фильмы сложные, медленные, там много символики. Мне кажется, что работы Тарковского очень нравятся северным народам именно из-за медленного, задумчивого ритма. И поскольку Тарковский снимал в Швеции, его там знают и ценят за то, что он оставил свой культурный отпечаток в этой стране.

Отрадно, что и в Америке, где массовая публика даже не знает имени Тарковского, есть поклонники его режиссуры. Уникальность Андрея Тарковского в том, что он создал свой мир кино. Об этом мечтают многие кинематографисты, но далеко не всем удается снимать такие фильмы, чтобы на них еще и денег дали и чтобы еще и публика смотрела. (Смеется.)

Кино и театр

- Что может волновать художника в благополучном обществе, где не происходит социальных потрясений, а самые читаемые новости в газетах - погода и спорт?

- Меня радует культурная жизнь: я часто хожу в театр, кино, музеи - все это находит отклики в моей душе. Например, придя на хореографическую постановку, я смогу найти для себя какие-то идеи, которые позволят мне создать что-то совершенно из другой области искусства. Сама жизнь преподносит множество подсказок. Например, я получил в Минске - красивом и дружелюбном городе - очень много положительных импульсов, это вдохновляет…

Но, признаюсь честно, я бы не смог жить в уединении, вдали от города, людей. Однажды после работы над картиной я почувствовал себя очень усталым и решил: уеду на месяц на остров, подальше от городской суеты, поработаю в одиночестве. Однако, несмотря на то, что погода была замечательная, через неделю я затосковал: мне не хватало бурной культурной жизни, событий, встреч…

- Не грешит ли современный театр обилием эффектов, «позаимствованных» из кинематографа?

- Современные кино и театр стали настолько близко друг к другу… Например, в театральной постановке, действительно, можно использовать световые и звуковые эффекты, которые, казалось бы, свойственны  киноработам. А кино можно снимать как театральный спектакль. В моем последнем спектакле, премьера которого недавно состоялась в Лос-Анджелесе, используется 160 звуковых эффектов. В этом нет ничего удивительного: возможностей для творческого самовыражения становится все больше, почему это не использовать?

- Считается, что театральные актеры не могут быть органичны в кино, и наоборот.

- Известный театральный актер Ричард Бартон, когда попал в Голливуд, перед камерой переигрывал: у него был поставленный голос, особые манеры. Но сегодня актеры проходят всестороннее обучение, в том числе - как сниматься в телевизионных сериалах, в ситкомах… Чем больше актер знает и понимает, тем у него больше возможностей для работы.

- А что вы можете сказать про режиссеров, которые после кино вдруг что-то ставят в театре?

- Лично мне интересно пробовать себя в разных областях искусства. В этом году я сделал три спектакля и уже думаю о том, что пора снимать кино. Слишком много театра получается… А может, напишу новую книгу. Когда переключаешься с одного вида деятельности на другой - это обогащает внутренний мир.

ДОСЬЕ

Ильмар ТАСКА, гражданин Швеции, родился в Сибири. Изучал режиссуру кино во ВГИКе и режиссуру театра в Стокгольме и Лос-Анджелесе. Поставленные им спектакли идут на театральных площадках Великобритании, США, Эстонии и других стран.

Режиссер художественных фильмов «Сегодня ночью не до сна», «Да пребудет царствие твое», а также многих короткометражных фильмов и телепрограмм.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно