Кто теперь знает, откуда пришли сюда люди. И когда? Но хорошее место выбрали. Сверху далеко были видны и две речки, и леса, и луга с высокими травами.
НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ
Поселенцы на высокой горе мирными людьми были. Но, бывало, просыпался в них воистый дух, и тогда никому не удавалось остановить их. И ближним граничникам доставалось, и дальним. Особливо тем, кто с воровскими мыслями пытался приближаться к горе.
Но распри с граничниками редки были. Лишь когда те первыми начинали забижать людей на горе. То ловы себе присвоят, то у охотников добычу отберут, напав большим числом. Могли и иное непотребство сотворить.
В роду Радогоста издавна повелось, что каждый мужчина, вошедший в лета, должен привести себе жену со стороны, из другого племени и рода. Где и как он добудет ее – выкупит ли, полонит, уговорит, – это его дело.
Девицы, вдовы, а порой и замужние женщины совсем не против были поселиться на горе. И когда родичи приходили за ними, требуя возврата, то прятались они, убегали, и никакая сила не могла их вернуть в старые селища. Умыкание заканчивалось миром, когда жених приносил отцу девицы шкуры зверей, ковань или иное добро. Выкуп принимался – и распри как и не было.
СЫН ХАНА
Но одним летом увели девицу тутошние прямо из стана кыпчаков. Те же в чужие края зашли не с добром. По лесам бегали, по берегам рек, высматривая дымы. Младший ханский сын Искал привел воев за чужим добром, за полонниками. Брал он всегда с собой наложниц своих. Вот одну из них и умыкнули парни Радогоста. Высмотрели – и взяли самую красивую. А заодно еще и иных девиц прихватили из стана.
Что тут началось! Ханский сын самолично зарезал стражников, приставленных стеречь шатер с наложницами. Потом поднял всех и погнал по следам похитников. Умелые вои кыпчакские. Острые сабли были продолжением их рук. Колчаны всегда полны стрел. Быстрые кони имелись у них. Только в лесах да на болотах кони ни к чему были. Комары да оводы их заедали, змеи губили. Пришлось спешиться и отослать уцелевших животных в стан.
Искал же все гнал и гнал людей вперед, хотя многие пропадали в болотах, от клыков волков и вепрей погибли. И не прислушивался к советам остановиться, все обдумать или даже назад повернуть. Мужики радогостовы тоже не лыком шиты были. Дознались они о погоне. Обговорили меж собой, что и как делать. Дали себя догнать. Но в схроне засели. Да в таком, что прошли кыпчаки мимо и ничего не заметили. В тот час и случилась брань. Много или мало полегло людей, никто не записал. Известно же одно: не стал Искал, сын хана, новым ханом.
СВЯЗАННАЯ ДИКАРКА
Умыкнутая кыпчачка, как и другие девицы, прижилась на высокой горе в избе охотника. Правда, не сразу то произошло. Дралась, кусалась, визжала, вырывалась как могла, пока вели ее в селище. Пришлось связать руки и ноги.
Дикарка и связанная не утихала. Внес ее охотник в лодию, чтобы перевезти к селищу, а она, связанная, такой змеей закрутилась, что не устоял охотник – упал вместе с ней в воду. Но не растерялся. Жаль было упустить такую добычу. У самого дна достал девицу.
С той поры речку, куда связанная кыпчачка упала, Вязынкой стали звать. А много позже и селище на Вязынке название получило. Давно уже тутошних людей радогостовичами называли. От того название селищу и пошло. А когда стало зваться оно «Радошковичи», того и не приметили. И ныне так зовется городской поселок в Молодечненском районе.
Свободные люди. Откуда могло пойти название «Лиозно»?
Золотая кудель. Откуда могло пойти название «Кореличи»?
Постоять за себя. Откуда могло пойти название «Жлобин»?
На своих наделах. Откуда могло пойти название «Ляховичи»?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть