aif.ru counter
3016

Новое поколение. Молодежь снимает то самое «национальное кино»

№ 2 от 12 января 2016 года 12/01/2016

Основными ньюсмейкерами года стали молодые независимые режиссеры, которые, имея огромное желание снимать кино, делали это с минимумом собственных средств и зачастую даже без специального образования. Благодаря профессиональной и самоотверженной команде кинофестиваля «Лiстапад» многие работы были отобраны для показа в Национальном конкурсе, нашли своего зрителя и получили призы.

После завершения кинофестиваля директор Музея кино Игорь АВДЕЕВ стал инициатором проведении кинопоказов работ Национального конкурса, чтобы как можно больше людей могли приобщиться к новому белорусскому кино. Не все работы единодушно принимались публикой. Например, после демонстрации фильма «Белорусский психопат» Никиты Лаврецкого - победителя в номинации «Игровое кино» одна из зрительниц демонстративно покинула зал с единственным вопросом: «Зачем такое снимать?» Попытка режиссера разъяснить, что главный герой представляет собой собирательный образ современного молодого человека: с одной стороны, талантливого, с другой - самовлюбленного и оттого с трудом находящего понимание у окружающих, - должного эффекта не возымела.

«За разговорами о перманентном кризисе белорусского кино мы не заметили, как сформировалось новое поколение кинематографистов, способное выдавать интереснейший продукт, - отметил во время круглого стола, проводившегося по итогам работы кинофестиваля «Лiстапад», Игорь Авдеев. - Это стало открытием: несмотря на различные препоны, люди находят возможность в системе независимого продюсирования реализовать свой творческий потенциал. В работах молодых режиссеров мы видим возрождение интереса к окружающей жизни, свободную рефлексию авторов по поводу происходящих событий. Многие картины, представленные в конкурсе, соответствуют понятию «национальное кино», потому что это кино про наши проблемы и рефлексии. Это как раз возвращение к тому лучшему, что у нас когда-то было в кино и пользовалось массовым спросом…»

Наши проблемы

Безоговорочный отклик у публики нашел документальный фильм Андрея Кутило «Гости», ставший победителем в номинации «Неигровое кино» на фестивале «Лiстапад». Респект режиссеру, снявшему интересное проблемное кино: картина рассказывает о приюте, который организовал некогда оступившийся человек, вернувшийся из мест лишения свободы и собравший под крышей своего дома одиноких, брошенных, никому не нужных людей. Но сейчас над приютом нависла угроза закрытия местными властями…

По признанию режиссера Андрея КУТИЛО, он впервые почувствовал, что в стране происходит настоящий кинопроцесс, результаты которого можно увидеть не в Интернете, а в кинотеатре. «Но как режиссер сегодня я чувствую себя униженным, потому что хочу снимать кино, однако не могу получить для этого денег, - подчеркнул Андрей Кутило. - Поэтому я вынужден искать зарубежных продюсеров, просить у них деньги… На мой взгляд, сегодня главная задача - создание института, который бы занимался независимым кино. Потому что хочется снимать фильмы, а не существовать в статусе неформальных режиссеров».

Кто поддержит?

У многих молодых режиссеров, как говорилось в начале статьи, даже нет специального образования. Например, Никита Лаврецкий - самоучка. По признанию молодого человека, средств для обучения киномастерству у него нет, поэтому одна надежда - на самообразование. В свою очередь Артем Лобач, отмеченный на «Лiстападзе» специальным призом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве» за документальный фильм «Путь в Дамаск», добавил, что ему часто не хватает знаний, а в Беларуси, к сожалению, киноинфраструктура не развивается в должной мере: «Но, к счастью, есть возможность посещать мастер-классы, которые, например, для начинающих белорусских режиссеров, организовал в Минске основатель фестиваля белорусского кино в Польше «Bulbamovie» Януш Гаврилюк».

Об этом человеке, пожалуй, стоит сказать отдельно. Януш ГАВРИЛЮК, присутствовавший на круглом столе, был немногословен. По его мнению, главное, что сегодня можно сделать для белорусского независимого кино, - не мешать его снимать и показывать. И, возможно, если бы не организованный несколько лет назад фестиваль «Bulbamovie», о ряде молодых режиссеров мы услышали бы нескоро. Например, о Дарье Юркевич, которая получила диплом в номинации «Игровое кино» на «Лiстападзе-2014» за свой фильм «Баба, Ваня и коза». «Честно говоря, я не планировала свои работы отправлять на какие-либо конкурсы, - призналась Дарья ЮРКЕВИЧ. - Но спасибо организаторам обоих фестивалей: фильм был замечен и отмечен». Первая победа была одержана на «Bulbamovie» («Серебряная бульба» и приз зрительских симпатий), потом - признание в Беларуси. После этого, по словам Дарьи, ею заинтересовались зарубежные продюсеры и предложили сотрудничество. Правда, иностранцам неинтересно вкладывать деньги в белорусское кино, и Дарья хотела бы вести диалог с Министерством культуры Беларуси о возможности снимать на родине.

Новый указ

На круглом столе неоднократно высказывались опасения о том, что после принятия Указа «О некоторых вопросах производства фильмов на территории Республики Беларусь и стимулирования развития кинематографа» многие просто не смогут снимать кино. Один из пунктов документа, находящегося сейчас на рассмотрении, гласит: производство фильмов на территории Республики Беларусь осуществляется при наличии удостоверения, выдаваемого Министерством культуры или уполномоченной им организацией. То есть, если по какой-то причине в выдаче удостоверения откажут, без него приступать к съемкам запрещено.

На пресс-конференции, посвященной Дню белорусского кино, первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина ДРИГА разъяснила: «Мы учли поступившие пожелания: удостоверение выдается бесплатно в сроки, определенные административными процедурами. Четко прописан перечень причин, по которым оно может быть не выдано: наличие элементов пропаганды порнографии, насилия, жестокости, экстремизма, а также представление заведомо недостоверных документов».

Ирина Дрига подчеркнула: указ - не цензура и не ограничение, а регистрационная мера, направленная на защиту работников кино.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых