О смерти Георгия Данелия сообщают СМИ со ссылкой на семью режиссера. Точные причины смерти пока не называются. В феврале Данелия был госпитализирован из-за воспаления легких; врачи поместили его в реанимацию и ввели в состояние искусственной комы. О дате и месте прощания будет сообщено позднее.
Георгий Данелия родился в Тбилиси в 1930 году. Вырос, правда, уже в Москве, а по первому образованию — архитектор; он окончил Московский архитектурный институт и два года проработал в Институте проектирования городов («Гипрогор»). Много позже, в книге воспоминаний, он писал с сарказмом: «Мы не знали, что они строят — а им плевать было на то, что мы чертим».
В 1956-м Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме», учился в мастерской Михаила Калатозова, и после получения диплома начал работать на этой киностудии. Еще на курсах снял две короткометражки, первыми его работами были экранизации произведений советских писателей («Сережа» по повести Веры Пановой и «Путь к причалу» по Виктору Конецкому). А в 1963 году молодой режиссер буквально выстрелил картиной «Я шагаю по Москве».
В книге «Безбилетный пассажир» Данелия описывал съемки этой картины как нечто смешное и забавное, но тогда, в самом конце оттепели, не было смешно, наверное, ни ему, ни его коллегам. Сценарий написал Геннадий Шпаликов, он же предложил взять на главную роль Никиту Михалкова, который, по воспоминаниям Данелии, в какой-то момент потребовал повысить ему гонорар — и этот поступок мог стать фатальным и для картины, и для юного актера. Но все обошлось.
***
Были и другие сложности — режиссер вспоминал, что в открывающей сцене по частям снимались сразу три девушки, причем одна из них был журналисткой. Подмены никто не заметил.
Обошлось все и с приемкой ленты на студии, правда, для этого режиссеру и сценаристу пришлось изобрести новый жанр — «лирическую комедию».
«Во всяком случае, до этого в титрах я нигде такого не видел», — констатировал Данелия.
Потом вышли «Тридцать три», «Не горюй», в 1971-м Данелия был соавтором сценария и художественным руководителем культовых «Джентльменов удачи», дав тем самым возможность проявить себя режиссеру Александру Серому. Да и дальше он продолжал выдавать шедевр за шедевром — «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон» сняты в 80-е и до исх пор являются гордостью советского кино.
***
Один из его любимых артистов был Евгений Леонов — Данелия снимал его часто и очень ценил. «Было в Леонове что-то такое — магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, — что безотказно вызывало у людей положительные эмоции».
Он и в свою «Кин-Дза-Дзу» Леонова пригласил; правда, в той фантасмагории количество отличных артистов было просто запредельным.
В книгах он сформулировал свою жизненную философию, которой, кажется, следовал всю свою творческую жизнь: «Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно».
Даже к требованиям советской цензуры Данелия относился с определенным уважением: «Тогда кино финансировало государство. А кто угощает барышню, тот с ней и танцует».
Но ему определенно не было стыдно ни за то, что он снял во времена СССР, ни за то, над чем работал уже после распада страны. После показа «Афони» в США ему советовали не возвращаться — мол, это антисоветский фильм, за него режиссера непременно посадят. «Возвращался я с опаской», — с улыбкой вспоминал Данелия. Но вернулся. И даже изобрел еще один новый жанр, назвав фильм «Орел и решка» «лекарством против стресса» — по его мнению, это то кино, в котором не насилуют и не убивают. Но все это было в порядке шутки. Он шутил, что и комедии заявлял только потому, что под этот жанр давали больше пленки.
«Когда превозносят мое творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом, примерно, как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует и попросит выйти вон!» — писал он.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть