Давным-давно это было. В глухих лесах, на озерных да болотных островах по обеим сторонам Донапроса (Днепра) жили люди разных племен. Занесла сюда судьба дреговитов (дреговичей). Пришли потомки Кривы, главы рода кривичей. Охотились в лесах люди из племени радимичей. Осели здесь и балты. И будинам с гелонами приглянулись эти места.
Велики здешние просторы были, но постоянно сталкивались охотники разных родов и племен. Межевых знаков не ставили, но каждая семья знала свою землю. И дик (кабан), убитый кривичем на территории дреговичей, становился причиной раздора. Пускали в ход кулаки, дубины да рогатины. Порой и стрелы быстрые летели. Молодые мужчины подстерегали девиц и женщин из чужих племен и умыкали их в свои жилища.
Поята и Годица
Высмотрел однажды Поята из племени кривичей дреговичанку. Поразили его голубые, как высокое небо над вершинами дубов, очи девушки. Но не стал вязать ей руки, не понес в свою избу. Ушел, опустив низко голову. Через несколько дней на том же месте они встретились. Назвалась девушка Годицей. А еще сказала, что люб ей дреговит и надо идти к ее отцу. Убил Поята вепря клыкастого, притащил к избе отца Годицы. Тот вышел навстречу гостю с боевой рогатиной: не стал говорить с Поятой, подарка его не принял. Годица же сделала по-своему. Среди бела дня пришла безбоязно к избам семьи Пояты и осталась с ним.
Мольба Перуну
Совсем не стало мира у берегов Донапроса. Немало охотников пропало в волчьих ямах. Гибли мужчины от стрел и боевых рогатин. Ослабевали семьи. А иные снимались с места и уходили. Гелоны, собрав урожай проса, гороха, репы, бросили свои поля и росчисти (выжженные участки леса) и исчезли, словно здесь их никогда и не было.
Тогда собрались мудрые старцы разных родов и семей. «Могильников (курганов), - сказали они, - у нас становится все больше. Скоро некому будет защищать семьи и кормить их». И решили просить помощи у бога грома и молний. Нашли старики огромный дуб. Призвали древорезцев. Велели им вырубить из дуба Перуна. Много дней работали люди из разных племен: ели с общего стола, может быть, впервые за многие годы без боязни смотрели один на одного.
Суровым получился бог, но подарки принял. Попросили старцы Перуна замирить людей, сделать так, чтобы не в тяжбе жили, а как соседи.
В огонь!
Услышал Перун просьбу мудрых людей. Заворочал каменными жерновами. От грохота их задрожала земля. Молнии вылетали из-под жерновов. Но недолго сотрясались земля и небо. Наступила такая тишина, что слышно было, как бегает ящерица под кустами. Вышли люди из своих жилищ и увидели незнакомого человека. Широк он был в плечах, высок ростом - настоящий волот. Всем племенам он показался. Назвали его кто Могутником, кто - Могучаном или Могачом, потому что почуяли в нем силу великую.
Долго горел очистительный огонь. Крепкую думу думали мужчины, и оттаивали их сердца. Протянули они друг другу руки, дали слово перед Перуном хранить вечный мир меж собой. Были зарыты волчьи ямы на охотничьих тропах, и уже не гибли охотники от стрел. Велел Могутник строить селище на верховитье (возвышении) на правом берегу реки. Собрались в одном месте свояки из разных племен. Пришёл сюда и отец Годицы со всем семейством, признал Пояту за своего. Внуки растопили сердце сурового дреговита.
А на другом, низком берегу поселились рыбари. Их челны доставляли рыбу жителям высокого берега, а назад увозили мясо, шкуры, железо и многие другие вещи, нужные в хозяйстве.
Могила
Когда умер Могутник, положили его на высоком берегу Донапроса, там, где в большую реку впадает малая речка, названная Дубровенкой. Большим и жарким был погребальный костер. Улетела душа Могутника в царство Перуна. Сложили останки водца (вождя) в глиняный горшок, прикрыли другим. Сколько было людей в селище и вокруг него - все принесли с собой землю. Высокая выросла могила. Позже поднялось здесь городище. Назвалось оно «Могила», или «горы Могилы».
Прошло немало времени с той поры. Разрослось селище, превратилось в место (город) - имя ему было Могилев.
Виктор Круковский
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть