1333

Испанские ученые разгадали загадку «метронома Бетховена»

Испанские ученые установили, что композитор Людвиг ван Бетховен неправильно считывал показатели метронома и ошибочно указывал в рукописях темп своих симфоний. Результаты исследований опубликованы в журнале PLOS ONE.

Отмечается, что Бетховен был одним из первых композиторов, которые начали использовать метроном. Примерно с 1815 года он дополнял свои нотные записи числовыми метками с указанием ритма метронома.

Между тем у большинства музыкантов и исследователей музыки данные цифры вызывают вопросы. Так, при исполнении произведения в темпе, указанном Бетховеном, вариант получается слишком быстрым. Некоторые дирижеры исполняют произведения великого композитора с учетом его пометок, однако чаще всего музыканты предпочитают играть более медленно.

Загадку «метронома Бетховена» пытаются разгадать давно. По одной из гипотез, его прибор был сломан или плохо смазан. По другой, первоначальная конструкция метронома отличалась от современной.

Исследователи из Университета Карлоса III в Мадриде решили проверить эти гипотезы и разработали математическую модель «метронома Бетховена», основанную на двойном маятнике, с поправками, учитывающими амплитуду колебаний, трение механизма, силу импульса и массу стержня. В итоге была разработана методология оценки исходных параметров метронома композитора по имеющимся фотографиям и схеме патента. Кроме того, ученые разобрали современный метроном, чтобы измерить его и использовать для проверки математической модели и методологии.

Затем исследователи проанализировали темп и его вариации для каждой части 36 симфоний Бетховена в интерпретации 36 разных дирижеров и заложили в компьютер в общей сложности 169 часов музыки.

Как показало исследование, дирижеры, как правило, играют медленнее, чем указывал Бетховен, даже те, кто стремился в точности следовать пометкам композитора. Заданные Бетховеном темпы настолько быстрые, что музыканты в любом случае стремятся их замедлить, рассказал один из авторов исследования Иньяки Укар.

Ученые также заметили, что почти всегда дирижеры вносят систематическую поправку в замедление темпа симфоний. Установлено, что отклонение не случайно и его можно скорректировать, если внести в цифровую модель поправку на вес закрепленного на стержне метронома груза.

Исследователи нашли окончательную разгадку, когда увидели на первой странице рукописи Девятой симфонии отметку «108 или 120». Они догадались, что композитор сомневался, делая эту надпись. В частности, сомнения касались не самого темпа, а того, в каком месте считывать показание метронома. Как отметил исследователь Альмудена Мартин Кастро, это можно объяснить тем, что Бетховен считывал шкалу прибора под грузом, а не над ним. Он подчеркнул, что в конечном счете это обычная проблема использования новой техники.

Ученые считают, что их открытие ставит точку в споре о правильности исполнения произведений Бетховена и позволяет по-новому взглянуть на творчество великого композитора.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно