8078

Фарух Рузиматов: «В Беларуси благожелательная публика»

№ 7 от 13 февраля 2013 года 13/02/2013

Рузиматова в балетном мире называют «легендой ХХ века», «последним из могикан»: в отличие от многих танцовщиков, которые уходят на пенсию в сорок лет, а то и раньше, он продолжает активно гастролировать, производя фурор на всемирно известных сценах.

К сожалению, на вопрос, не собирается ли он сам передавать знания ученикам, Фарух Рузиматов лаконично отвечает: «Не мое!»

ДОСЬЕ
Фарух РУЗИМАТОВ, советский и российский артист балета, народный артист России.  Выпускник Академии русского балета им. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого). Фарух Рузиматов исполнил ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара, с 1981 по 2007 год выступал в труппе Мариинского театра, сотрудничал с труппой «American Ballet Theatre» как приглашенный солист в 1990-1991 годах. По признанию международной балетной критики, Фарух Рузиматов - один из самых выдающихся артистов танцевального искусства нашего времени.

- Никогда не испытывал желания обучать кого-либо. Другое дело - это может быть разовая акция, когда просят что-то показать.

Стезю учительства я считаю одним из сложнейших направлений. Надо понимать, что далеко не всегда хороший танцовщик может быть хорошим учителем. Очень часто эти два явления не совпадают.

- А Галина Уланова?

- Безусловно, исключения есть всегда. Но повторюсь: в большинстве случаев хорошие танцовщики никогда не были хорошими педагогами. На мой взгляд, проблема в том, что состоявшиеся танцовщики все-таки пытаются что-то передать через себя, сделать акцент на собственной личности. А в учительстве очень важно раскрыть индивидуальность человека, с которым ты работаешь. Это большая разница.

- Ваши двое сыновей так и не пошли по вашим стопам?

- Наверное, повторюсь, процитировав слова одного небезызвестного актера: «Как отец я потерпел крах!» Никогда не вмешивался в выбор интересов, в том числе профессиональных, своих детей.

На мой взгляд, чтобы выбрать балет своей профессией, - нужно, чтобы этот шаг был осознанным. Я не готов брать на себя такую большую ответственность, чтобы советовать, какую дорогу выбрать на жизненном пути.

04_faruh-02- А лично вы сразу поняли, что балет - ваше призвание?

- Нет, прошло какое-то время.

Классика вне времени

- Насколько я знаю, вы трепетно относитесь к классической хореографии. А что вы можете сказать о модерне? Есть ли хореографы, спектакли которых вы можете отметить?

- Это вечный вопрос. В начале ХХ века Фокин пытался ставить свою хореографию, которая на тот момент казалась современной и совершенно не соединялась с классикой. Тогда многие эту хореографию не воспринимали вообще.

Модерн всегда был, есть, будет - это нормальное явление. Другое дело, что есть произведения, которые проходят испытание временем или наоборот - не проходят. Если обратиться к моему небогатому опыту, то хореография, которую доводилось видеть мне, испытания временем не прошла. Это были разовые выступления - что-то появилось на мгновение и исчезло. А классика вне времени: ее можно любить, не любить, ругать, не ругать - но она живет.

К слову, на сегодняшний момент Фокин, Бежар - безусловно, классика.

- Как вы думаете, хореография известного постановщика Раду Поклитару, который начинал свою карьеру в Минске, выдержит испытание временем?

- Раду - интересный хореограф, который пробует искать собственные пути. Посмотрим, насколько то, что он делает, будет востребовано через пять или десять лет: тогда можно будет сделать какие-то выводы.

- А есть ли, по-вашему, хореографы, которых можно поставить в один ряд с Петипа, балет «Лебединое озеро» в постановке которого до сих пор идет на лучших сценах мира?

- Не взял бы на себя смелость назвать сегодня такого человека… Безусловно, нужно сказать о Григоровиче, который редактировал балеты «Лебединое озеро», «Баядерка», но после него - пространство свободно.

О земном

- В детстве вы любили играть в футбол. Это увлечение осталось сегодня?

- Думаю, большинство артистов балета, особенно в подростковом возрасте, любят играть в эту популярную игру. Признаюсь, я всегда смотрю с - не побоюсь этого слова - вожделением на зеленый газон с воротами, но прекрасно понимаю: один удар по ноге - и можно выбыть из строя на долгий срок. К сожалению, такой роскоши я себе позволить не могу.

- А что артист балета может себе позволить?

- Наверное, не буду оригинальным и процитирую Борхеса, который говорил: «Что может быть лучше, чем сидеть в углу и читать книгу?» К счастью, угол можно найти всегда. (Смеется.)

- Можете ли вы позволить себе роскошь таких увлечений или привычек, которые относятся к разряду вредных?

- Это всего лишь вопрос меры. Конечно, вредно курить, пить, постоянно быть с женщинами… Главное - определить для себя, насколько это мешает твоей работе, тому, чему ты должен служить.

- Стараетесь ли вы следить за новинками - не только книжными, но и музыкальными?

- Мне, кстати, очень нравится Эминем! Музыка, в которой есть живая энергия, не может не нравиться. Наверное, мне было бы странно услышать от кого-либо: «Я слушаю только Моцарта!» Это все равно что сказать: «Я каждый день ем черную икру». Слушать Моцарта ежедневно невозможно - это словно накрывать себя бесконечной энергетической волной.

- А вы ходите на балет хотя бы для того, чтобы быть в курсе происходящего?

- В последнее время не хожу. Если я хочу посмотреть что-то меня интересующее, например, выступление Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова или других выдающихся танцовщиков - это можно найти в Интернете. К сожалению, сегодня есть очень много техничных танцовщиков, но Артистов с большой буквы я вижу не очень много.

Дышать или не дышать?

- Можете назвать страну, в которой вы чувствуете себя наиболее свободно и комфортно?

- Страна, в которой ко мне относятся наиболее доброжелательно, - это Япония. Может быть, в силу того, что я там часто гастролировал?

Почему-то считается, что японцы «скушают» все, - нет, это уже устаревшие данные. Возможно, в 70-80-х годах прошлого века, когда в Японии только начали узнавать о советском искусстве, многое принималось на ура. Но сейчас японскую публику не обманешь: в стране гастролируют только лучшие оркестры, приезжают танцовщики и оперные исполнители с мировыми именами.

- Минскую публику кто-то называет сдержанной, кто-то - благодарной, кто-то - неискушенной… А вы что можете сказать?

- Белорусы - благожелательная публика. Не такая холодная, как в Санкт-Петербурге, до которой очень сложно достучаться. Чтобы «пробить» питерцев, нужно совершить что-то невероятное. (Смеется.)

- Приходилось ли вам делать в жизни серьезный выбор между балетом и чем-то другим?

- Это как дышать или не дышать? Нет, такого выбора не было. Недавно отмечали 75-летие Михаила Барышникова, и везде в прессе цитировали знаменитую фразу, приписываемую ему: «Я ни с кем не соревнуюсь, я хочу танцевать лучше самого себя!» Эти слова в действительности принадлежат не Барышникову - в свое время американский писатель Чарльз Буковски сказал: «Я танцую не потому, что я это делаю хорошо, а потому, что все остальное я делаю плохо». Моя философия примерно такая: как танцовщик я стою немногого. Мне всегда был непонятен мой успех в других странах. Как мне кажется, любому профессионалу, истинному мастеру своего дела, свойственно следующее: чем выше он поднимается, тем ниже его самооценка.

- Есть мнение, что во всех театрах танцуют одинаково, а в Большом театре России пачки у балерин лучше выглажены…

- Недавно по телевидению в прямом эфире показывали балет «Баядерка». Большой театр – это  Большой театр! Размах! Качество! Профессионалы на сцене! Тут и к бабке не ходи...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно