3722

Эксперт: «Инвестируйте в культуру - или будете строить тюрьмы!»

№ 44 от 30 октября 2013 года 30/10/2013

Третий год подряд благодаря театральному форуму «ТЕАРТ» у белорусской публики есть замечательная возможность приобщиться к самым известным и значимым постановкам польского театра. В этот раз после нескольких лет переговоров удалось привезти в Минск нашумевший спектакль неординарного режиссера Кшиштофа Варликовского «(А)полония», который критики называют вершиной европейского театра. Вторая польская постановка, которую увидели зрители, - мюзикл «Песнь о Матери и Отчизне» Яна Кляты - одной из ключевых фигур польского театра начала XXI века.

Показ этих спектаклей был бы невозможен без помощи Института Адама Мицкевича в Польше, который оказывает всяческую поддержку культурным связям между нашими странами.

«АиФ» встретился с директором Института Адама Мицкевича Павлом ПОТОРОЧИНЫМ и узнал о дальнейших перспективах белорусско-польского сотрудничества в сфере культуры.

- Ваш визит в Беларусь был весьма плодотворным в плане встреч и переговоров. Можно ли назвать какие-то соглашения?

- Определенно точно могу сказать, что мы зацементировали наше сотрудничество с форумом «ТЕАРТ» и будем возвращаться сюда столько раз, сколько белорусские друзья будут нас приглашать.

Кроме того, по итогам проведенных в Минске встреч я сделал вывод, что в Беларуси есть огромная потребность в мастер-классах для людей, работающих в сфере культуры. Речь идет не столько об актерах и режиссерах, сколько о технических работниках, менеджерах, продюсерах - тех людях, труд которых незаметен, но без которых не может быть осуществлено ни одно сценическое действо.

Скорее всего мы скооперируемся с французскими и немецкими коллегами, чтобы дать возможность белорусским партнерам получить новую информацию и знания о бизнес-менеджменте в различных сферах культуры в трех странах - Польше, Франции, Германии.

- Одна из главных проблем белорусского театрального менеджмента - где и как искать деньги.

- Этим в том числе мы и хотим поделиться с нашими белорусскими коллегами, потому что еще помним, как происходила социальная трансформация польского общества. После падения «железного занавеса» мы двадцать лет учились у французов, немцев, англичан, у которых таких проблем с социальной трансформацией не было. Поэтому польская модель бизнеса в культуре может быть очень интересной и полезной для белорусов. Но невозможно научить, только экспортируя знания в Беларусь. Значительно важнее привозить белорусских специалистов в Польшу, чтобы они на практике увидели, как готовятся большие спектакли, проводятся серьезные фестивали, даже как организуются рок-концерты. И речь не о том, чтобы похвастаться, какие замечательные специалисты работают в Польше, а показать, сколько ловушек на этом пути и как их избежать, чтобы белорусы не наступали на те грабли, на которые наступали мы.

Палитра жанров

- В Польше огромное количество театров, работающих в самых разных жанрах. Как из этого многообразия выбираются спектакли, которые мы видим на форуме «ТЕАРТ»?

- Все очень просто: сначала в Польшу приезжают директоры фестивалей, продюсеры, критики, знакомятся с репертуаром, и мы спрашиваем, что способно заинтересовать публику. Например, я даже не думаю советовать директору форума «ТЕАРТ» Анжелике Крашевской, что нужно везти в Минск, потому что она знает это лучше.

- Продолжится ли сотрудничество по созданию совместных постановок? В нынешнем году прекрасным примером стало рождение белорусско-польского спектакля «PATRIS»...

- Два года назад возникла идея, чтобы польский режиссер Гжегож Яжина поставил в Минске спектакль «Дзяды» по одноименной поэме Адама Мицкевича, и я понимаю, что мы должны к ней вернуться.

Мы открыты к любым предложениям и формам сотрудничества, но все-таки инициатива должна исходить от самих творцов. Мы можем решить денежные вопросы, создать условия для работы, но навязывать идеи - не наша прерогатива.

- Не так давно в Варшаве в рамках фестиваля «Золотая маска» были представлены российские спектакли . Не планируется ли организовать что-то подобное в сотрудничестве с белорусами?

- Белорусские спектакли широко представлены на польских театральных фестивалях, например, в Люблине, где показывают порой по три постановки из Беларуси. В Люблине собирается все театральное сообщество Польши - руководители фестивалей, критики, и они в курсе того, что происходит у нашего восточного соседа.

Что касается большого фестиваля белорусского театра, то для этого нужна поддержка правительства Беларуси. Половину издержек по подготовке показа российских спектаклей в Варшаве на себя взяло Министерство культуры России, более того, оно приняло участие в финансировании (50%) спектакля, в котором критиковалась российская действительность. Это была не пропаганда, а глубокая интеллектуальная дискуссия российских и польских творцов, зрителей и критиков.

Ни одного зрителя в мире не интересует пропаганда, но каждый с удовольствием примет участие в разговоре о том, как изменить мир. Театр изменяет людей, а люди изменяют мир. Значит, театр изменяет мир…

- Сейчас не только в Беларуси, но, как видим из новостей, в России тоже есть тенденция к различным сокращениям в сфере культуры. Как вы думаете, оправдает ли себя экономия на культуре?

- Мы двадцать лет убеждали политиков, что культура - это часть экономики. Но события последних лет показали, что все совершенно наоборот: экономика - это часть культуры, и тот социальный и экономический кризис, который мы сегодня наблюдаем в Западной Европе, во многом зависит от кризиса в культуре.

Мой совет всем политикам: инвестируйте в культуру - или будете строить тюрьмы!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно