aif.ru counter
4068

Эхо «Лiстапада». Какой фестиваль нам нужен?

№ 47 от 21 ноября 2012 года 21/11/2012

Действительно, фестиваль подарил зрителям основательную «инъекцию» кинонаслаждения, и сейчас даже немного «ломает», потому что нет возможности смотреть по 4-5 шедевров ежедневно. В этой части комплименты за профессиональную работу получил программный директор «Лістапада» Игорь Сукманов.

Естественно, не обошлось без кокетства членов жюри, которые, нахваливая отобранные фильмы, сетовали, что им не хватало времени на просмотры. Но кинокритик из Армении, арт-директор Ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос» Сусанна АРУТЮНЯН заверила: «Я не жалуюсь, потому что, например, на «Лiстападзе» увидела многое из того, чего не досмотрела на других больших фестивалях». Важность подобных кинофестивалей критик видит в том, что только на них можно приобщиться к авангардному кино, без которого современная аудиовизуальная культура просто немыслима. «У этих фильмов нет никаких шансов попасть в регулярный кинопрокат, «съеденный» голливудскими лентами, - отметила Сусанна Арутюнян. - Однако показывать такое кино очень важно для студентов, которые хотят стать профессиональными фильммейкерами или кинокритиками, а также для зрителей».

Российский кинокритик Леонид ПАВЛЮЧИК высказал "респект" кинофестивалю в Минске за то, что он не пошел по ложному пути многих кинофорумов: «Например, на Московском кинофестивале так называемое "право премьерного показа" оборачивается тем, что мы смотрим 18 унылых, средних, серых конкурсных картин, которые отвергли Канны, Венеция, Берлин. И большего уныния, чем смотреть это «девственное» кино, - нет. Некоторые фестивали, наоборот, представляют высоколобое, «лабораторное» кино, на просмотрах которого люди засыпают. Вы же собираете ленты, интересные широкому кругу зрителей. Я, как кинокритик, получил свою порцию удовольствия, но не исключаю, что в кинозал также могли прийти люди «от сохи» и тоже получить удовольствие от просмотра».

В прокат?

В свою очередь белорусский кинокритик Антон СИДОРЕНКО попытался найти ответ на вопрос: «Для чего все-таки существует кинофестиваль «Лiстапад»?»

- Наверное, не только для того чтобы улучшать имидж страны (именно о такой задаче говорили многие зарубежные гости. - Ред.) и повышать уровень информированности о Беларуси в мире. Фестиваль в первую очередь существует для минчан, для людей, которые интересуются и любят кино. Единственное пожелание: было бы хорошо многие фильмы, показанные в конкурсной и внеконкурсной программах, потом увидеть в прокате. Хотелось бы, чтобы существовали показы вроде «Эха «Лiстапада», где демонстрировались бы наиболее популярные фестивальные картины, - отметил Сидоренко. - Что касается документального кино, то, на мой взгляд, мы заслуживаем того, чтобы у нас был отдельный кинофестиваль, тем более что белорусская документалистика известна в мире.

Известный белорусский режиссер-кинодокументалист Галина АДАМОВИЧ, возглавлявшая в этом году основной конкурс документального кино, остановилась на ряде проблем, которые возникли на прошедшем фестивале. Одна из них находилась в технической плоскости - касалась проекции кино, на что обратили внимание многие гости.

- К нам приехала режиссер из Испании, а мы не смогли показать ее фильм, потому что наши специалисты не знали, как это сделать. Если так пойдет дальше, то не с кем будет фильмы показывать, - подчеркнула режиссер.

Кроме того, Галина Адамович сделала акцент на том, так ли нужно приглашать на церемонии открытия и закрытия фестиваля московских звезд, которые приезжают за большие гонорары, чтобы на одну минуту выйти на сцену. «Почему мы так относимся к своим?» - спросила Галина Адамович. Белорусского режиссера поддержали другие участники круглого стола, посоветовавшие по примеру ряда «беззвездных» кинофорумов отказаться от приглашения известных медийных лиц, а высвободившиеся средства перераспределить: например, повысить зарплату тем людям, которые делают фестиваль. Кинокритик из Украины Екатерина СЛИПЧЕНКО отметила: «Я уверена, что в Беларуси много своих актеров театра и кино, музыкантов, исполняющих рок, классику, и они ничем не хуже звезд, которые просто более раскручены благодаря телевидению. Мне кажется, что одна из важных задача фестиваля - поддержать своих перспективных молодых артистов и дать им путь в медийное пространство».

Подобные замечания первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир КАРАЧЕВСКИЙ парировал: «Все в этом мире субъективно: вам не нравится, а зрителю нравится. Кому-то нравятся белорусские артисты, а кому-то - российские… На церемонии закрытия, если разобраться, принимали участие белорусы…»

Призы

Жаркие обсуждения на круглом столе вызвала и тема призов. Директор кинофестиваля «Лiстапад» Анжелика КРАШЕВСКАЯ напомнила о пожелании дирекции: сделать денежный приз хотя бы в одной номинации, например, в конкурсе киношкол. Сусанна Арутюнян поддержала данную инициативу: «Денежный приз был бы уместен для конкурса документального, артхаусного или дебютного кино. Его присуждение повысило бы авторитет фестиваля, а количество людей, желающих в нем участвовать, расширилось бы».

В ТЕМУ

Елена СИЛУТИНА, кинорежиссер:

-В своих интервью известные кинорежиссеры все время советуют студентам - будущим режиссерам: «Смотрите кино. Много смотрите». У нас в стране нет альтернатив в том, что касается овладения кинематографической профессией. Но, к сожалению, попытки нашей Академии искусств по профессиональной подготовке кинорежиссеров и кинооператоров пока не венчаются успехами. Отсутствие разработанных программ по освоению ремесла кино и катастрофический недостаток мастеров-педагогов серьезно сказываются на результатах подготовки специалистов. Студенты вынуждены самостоятельно осваивать любимую профессию. Естественно, следуя не методическим указаниям и программам, а собственной интуиции. Но, к сожалению, немногие это осознают и только единицы что-то предпринимают.

К вышеуказанной серьезнейшей проблеме буквально с этого года добавилась еще одна: получение диплома о высшем кинематографическом образовании абсолютно ничего не гарантирует. Не самый плохой вариант, если взять на вооружение  принцип выживания, действующий в естественной природной среде. Таким образом, остается единственный путь освоения кинематографической специальности – смотреть кино. Много смотреть. Можно для разнообразия смотреть и плохое. Но лучше – хорошее. Однако молодому выпускнику или студенту Академии искусств попасть на показы фестиваля «Лiстапад» не представляется возможным. Речь ведь идет не об одном-двух фильмах. Чем больше, тем лучше. Но это дорого даже для взрослого работающего минчанина.

К сожалению, получить аккредитацию для факультета экранных искусств в состоянии только администрация вуза, но Академия искусств, как обычно, профессионально не заинтересована в подобных попытках. Молодой, еще никому не известный режиссер остается один на один со своим неразрешимым желанием. И он просто просит администраторов на входах в кинотеатры пустить его постоять у стеночки на время сеанса. Естественно, на такие просьбы отзываются далеко не все.

Вопрос о совершенствовании качества и зрелищности кинофильмов в нашей стране до сих пор является актуальным. Белорусский кинематограф очень заинтересован в профессиональных и талантливых специалистах. «Научить нельзя, научиться можно» - любимая поговорка, летящая из-за дверей всех мастерских Белорусской государственной академии искусств. Тогда - позвольте научиться!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых