В Минске Эдгард - частый гость: он приезжает сюда со своими программами, участвует в благотворительных мероприятиях. Его деятельность на виду и на слуху в Беларуси. Цирковые жанры, такие как дрессура, руководство цирком, проекты братьев Запашных в Беларуси, отношение властей к реставрации зданий цирков - об этом и многом другом читатели «АиФ» во время прямой линии спросили генерального директора Большого Московского цирка, народного артиста Эдгарда ЗАПАШНОГО.
- Влияет ли место, где проводится представление, - цирк или спортивный комплекс - на его восприятие зрителями? Не исчезают ли в спортивном комплексе традиционная атмосфера и притягательность цирка для любителей этого вида искусства в результате перехода артистов и режиссеров в иное пространство? Игорь Зимин, Рязань
- Действительно, различные площадки требуют совершенно разной подготовки и переформатирования самого шоу. Что касается разного восприятия зрителем представления, то можно ответить: и да, и нет. Если человек привык смотреть выступление в камерной атмосфере цирка, то, когда он приходит на стадион, ему может показаться, что дух цирка исчез, хотя это не так. С другой стороны, стадионное шоу дает возможность увидеть масштабное цирковое зрелище. В этом случае зритель приходит по 2-3 раза, выбирая для просмотра разные места, потому что шоу каждый раз воспринимается по-другому - человек не успевает заметить все детали. Картина представления глобальная, и некоторым нравится «бегать» глазами по всему стадиону, следить за происходящим, в отличие от цирка, где можно увидеть выступление артистов вблизи. Поэтому считаю, что притягательность циркового искусства для любителей из-за перехода артистов и режиссеров в иное пространство не исчезает.
- Скажите, пожалуйста, что записано в вашей трудовой книжке – артист, специалист по дрессировке? И были ли у вас мысли, идеи о том, чтобы поделиться своим опытом с помощью написания книги, например, справочника по дрессировке? Майя Никитенко, Витебска
- Я 20 лет не видел своей трудовой книжки. Честно вам скажу - не знаю, какие там записи, но наверняка моя новая должность – директор Большого Московского цирка - туда вписана. Мы с братом уже написали книгу «Как мы дрессируем собак». В ее основе - наша методика дрессировки собак и ее сравнение – описание сходства и различий - с дрессурой тигров. Это не узкоспециализированное пособие по дрессировке тигра, а книга о дрессуре в целом, ее смысле и законах.
- Была ли у вас мечта в детстве? Исполнилась ли она? Настя, 9 лет
- Самая большая моя мечта – стать как папа. В детстве я всегда так отвечал. Наш папа - Вальтер Запашный, дрессировщик тигров, акробат. Мы с братом хотели быть на него похожими, стать достойными представителями своей династии, своей профессии. Моя детская мечта сбылась.
- Многие хорошие люди любят животных и помогают им, создавая приюты и работая волонтерами. Благодаря этому у животных появляется шанс выжить, а потом, возможно, найти свой дом. Может ли государство помогать этим людям и что можно сделать, чтобы получить такую помощь? Елена Улезко, Гомель
- Недавно, будучи на гастролях в Краснодаре, мы посетили приют «Краснодог». Там работают замечательные люди, которые занимаются важным делом. Что касается нас, то мы взяли собаку: теперь она будет артисткой цирка. А помощь со стороны властей тоже возможна. После посещения приюта я пообщался с исполняющим обязанности губернатора и его первым заместителем. Рассказал им о приюте, попросил пересмотреть размер арендной платы на землю - все-таки люди занимаются благотворительностью, и им нужна помощь в этом вопросе. Кроме этого, было обещано содействие в покупке рентгена стоимостью около 1,5 млн рублей. Еще мне кажется важным введение льгот на рекламу подобных заведений, для того чтобы информация была доступна общественности. Важно, чтобы как можно больше людей знали, что такие приюты есть и им необходима поддержка.
- Благодарим вас за билеты, предоставленные нам через детскую газету «Зорька» как постоянным подписчикам. Мы наслышаны о вас, но не были еще ни на одном вашем представлении. А в чем необычность ожидаемого представления «К.У.К.Л.А.»? Школа поэзии «Лотос», Орша
- Это самое большое и красочное из действующих шоу, которые мы с Аскольдом представляем, оно отличается глубокой драматургией. Глобальность заключается в большом количестве задействованных артистов, зверей, обслуживающего персонала, техники, здесь играет живая музыка, используется пиротехника. Это шоу отличается не только от того, что делали мы - братья Запашные, но и от работы других цирков. Фрагменты шоу можно увидеть в клипе группы «Дискотека Авария». Клип так и называется - «Кукла».
- Слышала, что вами инициирован проект в поддержку тигров. Хочу спросить: почему именно тигры, а не носороги? С ними все настолько плохо или вы так выражаете свою любовь к ним? Это проект международного формата? А что непосредственно вы готовы делать в поддержку тигров? Лариса, Минск
- Во-первых, насколько я знаю, у носорогов не все так плохо, как у тигров. Во-вторых, было бы правильно, если бы такие специалисты по животным, как я, занимались тем, в чем прекрасно разбираются. В-третьих, сегодня тигры во всем мире нуждаются во внимании, поддержке и решении конкретных проблем. Хотелось бы надеяться на то, что нашу инициативу поддержат. На сегодняшний день мы получили отклик Всемирного фонда дикой природы. Они заинтересованы и готовы к сотрудничеству. С моей стороны главная задача - донести до людей, в большей степени до молодого поколения, мысль о том, что есть животные, нуждающиеся в помощи; что нужно пересмотреть наше отношение к ним; важно, чтобы желание охотиться, делать бизнес на животных пропало. Много видов животных внесены в Черную книгу. Их популяции уже не восстановить, и среди тех, кто может туда попасть, - например, тигры.
- Вас приглашали в состав экзаменационной комиссии циркового училища? Если нет, согласились бы, если бы пригласили? Елена Улезко, Гомель
- Да, много раз. Я близко знаком и дружу с директором Московского циркового училища Валентиной Михайловной Савиновой. Это единственное училище в нашей стране, и, конечно, она просит, чтобы я или мой брат присутствовали в такой комиссии и помогали в дальнейшем трудоустраивать выпускников.
- Приходилось ли вам рисковать жизнью ради родных и близких вне манежа? Анна Кретова, Москва
- Нет, и я очень рад этому.
- Вы создаете грандиозные шоу, где задействовано большое количество артистов, используете престижные площадки для их проведения. Это требует больших творческих и материальных вложений. Не отразился ли нынешний кризис на вашей работе? Ольга Александровна, Минск
- Не буду лукавить - отразился. Помните известную фразу «Хлеба и зрелищ народу»? Так вот, эти понятия у нас часто не пересекаются. Если человек выбирает экономию, для того чтобы элементарно обеспечить себе пропитание, то ни о каких зрелищах речь идти не может. Темпы продаж билетов снизились по сравнению с прошлым годом, и к этому надо относиться с пониманием. И белорусский, и российский рубли теряют свои позиции, но мы не стали менять ценовую политику и не пошли на повышение стоимости билетов. Потому что понимаем, что цирк должен быть доступным и люди должны иметь возможность отдыхать. Цирк - это массовое искусство, и мы своих спектаклей не отменяли.
- У вас был совместный проект с братьями Сафроновыми - шоу «Легенда». Хотели ли бы вы сделать ещё один совместный проект, и если да, то когда? Маргарита Еловикова, Москва
- Недавно общался с Сергеем и Ильей, у них сейчас большие гастроли в Крыму. Пока каких-то новых идей у нас не появилось, потому что братья плотно занимаются своими сольными проектами.
- Что требует от вас большего эмоционального погружения: вопросы, решаемые в качестве директора Большого Московского цирка, или же подготовка и выступления в номерах с хищниками? Что вам больше по душе на данном этапе? Если оглянуться на 10 лет назад, поменялось ли ваше мировосприятие, мировоззрение? Анастасия, Минск
- Однозначно больше эмоций вызывает работа с людьми. Дело в том, что каждый день приносит новые сюрпризы, какие-то подводные камни в работе, даже с теми людьми, которых знаешь и с которыми работаешь давно. Так что здесь люди победили. А вот мироощущение не сильно поменялось: сейчас ощущаю растущее во мне чувство патриотизма. Я убежден, что в нашей стране многое можно изменить в лучшую сторону, у нас есть перспективы. И иллюзии вроде того, что «за границей лучше, чем у нас» и «заграница нам поможет», - это штампы, идеи, навязанные со стороны. Стал еще больше ценить наше отношение к жизни, наш менталитет – доброту, гостеприимство. Мы - открытая эмоциональная страна, встречать гостей хлебом-солью – это у нас в крови. Здорово, что чувство любви к Родине у меня только растет, и, несмотря на трудности, отсутствует желание покинуть страну.
- Вы уже 3 раза были членом жюри КВН (даже на «Голосящем КиВиНе»). Какие ваши любимые команды? Хотели ли бы вы ещё раз прийти на игру в качестве члена жюри? Маргарита Еловикова, Москва
- Конечно, я хотел бы еще раз прийти на игру в качестве члена жюри. Надеюсь, что меня когда-нибудь снова пригласят, так как я не являюсь постоянным членом жюри. А любимых команд много: нравилась команда «ЛУНа», РУДН, КВН БГУ (когда в ней играли Галыгин, Марина, Вазик, Женя), нравятся современная команда «Сборная Камызякского края», команда из Мурманска. Эти команды влюбили меня в КВН, я не пропускаю ни одной игры.
- Ради чего и кого вы готовы поступиться своими убеждениями? И если учитесь, вы готовы уступить учителю? Антон Воробьев, 12 лет
- Только ради спасения чьей-то жизни, потому что я очень принципиальный человек, если я чувствую, что прав. А вот в учебе могу уступить учителю, но и поспорить могу, если в чем-то убежден. В свое время я с учителями зоологии спорил, но спорить надо в корректной форме. Я вживую общался с некоторыми видами животных и знаю правдивые факты, а учитель дает нам просто сухую информацию из книг и при этом ни разу сам не видел этого животного. И это уже не принцип, а вопрос истины. Принцип – это когда идешь на определенную глупость и продолжаешь ее отстаивать, лишь бы не оказаться неправым, не уступить. Мой принцип, например, - не поднимать руки на женщин, но, если я увижу женщину с пистолетом, готовую убить ребенка, конечно, я эту женщину ударю. Принципы мои уже не будут работать.
- Будет ли второй сезон проекта «Легенды цирка с Эдгардом Запашным»? Маргарита Еловикова, Москва
- Да, будет, мы уже записываем большое количество программ. Телеканал «Звезда» подписал с нами контракт на продолжение. Чему я несказанно рад.
- Вы уже не один раз приезжали в Беларусь с гастролями – «Эмоци и...», «К.У.К.Л.А.», также Продюсерский центр братьев Запашных привозил UFO... Какие ещё крупномасштабные проекты увидят белорусские зрители в будущем? Маргарита Еловикова, Москва
- На Новый Год мы планируем привезти шоу, название которого мы пока будем держать в секрете. Оно пройдет без участия братьев Запашных.
- Все мы знаем, что жанров в цирке очень много. Какой из них, на ваш взгляд, самый сложный? Какой – самый любимый? Ксения Костюхина, Москва
- Один из сложных жанров – клоунада, тем более при нынешнем потоке юмора, его современной градации, когда кто-то смотрит КВН, кто-то – «Аншлаг», а кто-то - Comedy Club. И, как правило, эти люди друг друга не понимают, так как качество юмора и вкусы разные. И вот все эти люди собираются у нас в цирке, и перед клоуном стоит задача - развеселить всех и угодить всем, работая для разной аудитории. Если он «заигрывает» только с детьми, в это время взрослым неинтересно. Мне трудно назвать пятерку клоунов, которые смогут развеселить любую публику. Сейчас это кризисный жанр, и хорошие клоуны - на вес золота.
- Как вы смотрите на то, чтобы артисты исполняли номера в цирке только со страховкой? Ведь номера, связанные с риском для жизни, пугают, волнуют зрителей, особенно детей. Татьяна, Минск
- Давайте будем честны, многие люди ради этого и идут в цирк. Вы знаете, я с вами согласен. Действительно иногда можно стать очевидцем какого-то несчастного случая. Мой совет: если ребенок ранимый, то родители должны четко контролировать его во время представления, и если выступление сопряжено с риском для жизни, то надо отвлечь ребенка чем угодно, чтобы он не смотрел в сторону манежа. В минском цирке на гастролях прошлой программы 3 мотоциклиста получили травмы. Но, когда номер заканчивался, люди аплодировали: они увидели нечто сверхъестественное, связанное с риском для жизни, и уважали этих ребят именно за то, что те идут на риск. А когда человек входит в клетку к тиграм, это тоже риск. Но если я зайду в клетку к тиграм и, постояв там две минуты, выйду, зритель скажет: «Что за ерунда?», хотя я и рисковал жизнью. Я как организатор представлений всегда за то, чтобы на манеж выходили люди, которые отвечают за свои действия. Даже в опасных номерах риск благодаря профессиональному подходу сведен к минимуму. Но, к сожалению, травмы в цирке были, есть и будут, потому что это искусство «прямого эфира». Цирк подразумевает риск, так же как большой спорт с повышенной травмоопасностью. Если ребенок не готов к этим вещам, то, с одной стороны, ему нужно немного подрасти, с другой стороны, в ребенке все-таки надо воспитывать человека, который будет воспринимать мир таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами. Он увидит когда-нибудь на улице инвалида, аварию и должен быть готов ко многим вещам.
- В 2010 году вы представляли шоу вместе с синхронистками. Я вот уже 8 лет занимаюсь этим видом спорта. Мне и многим другим было бы интересно еще раз увидеть какое-нибудь шоу с участием синхронисток. У вас есть такие планы? Ксения Костюхина, Москва
- Да мы отлично поработали. Я рад этому эксперименту, наше общение продолжается. Недавно Мария Киселева снялась в одной из серий «Легенд цирка». Очень надеюсь, что у нас еще будет возможность поработать вместе. Сборная по синхронному плаванию, как и по художественной гимнастике, вызывает огромное уважение. Это сильнейшие традиции сильнейших видов спорта.
- Вы ремонтируете цирк на проспекте Вернадского - если бы вы не стали директором, то цирк со временем разрушился бы. В нашей стране многие цирки в ужасающем состоянии. Как внушить директорам цирка и руководителям республик, что цирк - это выгодно и что, если вложить в него деньги сегодня, завтра затраты окупятся? Вероника Архипова, Казань
- Я не совсем согласен с мнением, что без меня цирк бы развалился. Многие уважаемые люди могли бы возглавить или уже возглавляют цирки, и у них это хорошо получается. Главное – донести до власть имущих мысль, что цирк - это семейный досуг, поэтому его активно посещают. Я знаю, что многие политики в последний раз были в цирке еще в далеком детстве. Они даже не подозревают о том, что, например, Казанский цирк в месяц посещают 30-50 тыс. зрителей. А в год цифра может приближаться к 500 тыс. В Казани около 1,5 млн жителей, и каждый 30-й постоянно ходит в цирк, и эту публику надо уважать. Мы с моим братом всегда на шоу приглашаем руководителей областей, регионов. Благодаря таким визитам мы уже многие вопросы смогли решить. Начали ремонтировать Ивановский цирк, в скором времени приступят к ремонту Краснодарского цирка, Владивостокского цирка. Сочинский цирк уже отремонтировали. Такую работу надо делать хорошо, приводить в примеры успешные цирки. Например, Новгородский цирк, Минский госцирк.
- Мы совсем недавно проводили возле Большого Московского цирка на проспекте Вернадского небольшой флешмоб. И, так как вы этот флешмоб видели, мы бы хотели услышать вашу оценку. Хотели ли бы увидеть новый флешмоб в следующем году? Весь админский коллектив сообщества «Типичный Поклонник Братьев Запашных» - https://vk.com/typicalzapashny)
- Девочки, я видел флешмоб, спасибо за вашу активность.
- Были несколько лет назад на вашем шоу «К.У.К.Л.А.». Очень необычный цирк, но это не удивительно, поразило другое: сильная драматургическая составляющая ваших спектаклей. Кто пишет сценарии и музыку к вашим спектаклям «К.У.К.Л.А.», «Страшная сила», «Садко»? Вы берете готовые музыкальные пьесы и делаете под них цирковое представление? Или наоборот - сначала придумываете цирковые номера, а потом заказываете стихи и музыку? Лариса и Василий, Санкт-Петербург
- Сценарий и постановка - моего брата Аскольда Запашного. Остальные творческие составляющие - это авторский заказ моего брата. Наш композитор Дмитрий Кузнецов много лет работает в нашем коллективе, он же вместе с нашей музыкальной группой играет на клавишах. За «К.У.К.Л.А.» в 2015 году цирковой премией «МАСТЕР» ему присуждено звание «Композитор года». Также у нас есть внутренняя творческая команда, которая помогает Аскольду реализовать его идеи, задумки. Стихи пишет Татьяна Белянчикова, наш практически бессменный автор. Я искренне рад, что зрители оценили это.
- Скажите, пожалуйста, могу ли я работать в цирке в качестве гимнастки? У меня высокая выносливость, я хорошо бегаю и приспосабливаюсь к новым условиям (хорошая физическая форма). Есть ли ограничения по возрасту? Мне почти 30. Екатерина Абросимова
- Я не уверен, что вы сможете работать гимнасткой в цирке. Судя по тому, что вы написали, у вас нет спортивного образования, а есть просто хорошая физическая форма. Конкуренция в этом виде искусства очень жесткая. Как правило, в цирк попадают люди, прошедшие серьезную спортивную подготовку на уровне мастеров спорта, в то числе международного класса. Например, в нашем коллективе работает гимнаст, бывший член сборной Беларуси. Конечно, конкурировать с такими людьми человеку с просто хорошей физической формой очень тяжело, но 30 лет – не рубеж, в цирке есть много других профессий. Можно найти себя и в других жанрах циркового искусства. Главное - хотеть, стремиться, найти человека, который будет поддерживать вас. Есть много оригинальных жанров: клоунада, дрессура, иллюзион.
- Шоу братьев Запашных постоянно посещают много известных людей: Михаил Грабовский, Антон Кушнир, Наталья Цилинская. Оценку кого из белорусов Эдгард Запашный хотел бы обязательно получить или узнать? Виктория, Минск
- Мне интересно мнение Александра Григорьевича Лукашенко о нашей работе, о шоу. Я очень внимательно слушаю его интервью, обращаю внимание, как он отвечает на вопросы, некоторые ответы удивляют своей твердостью и честностью. Все-таки политика - это очень скользкая штука. Политик может говорить 15 минут, и все равно непонятно, что он сказал. Ваш президент очень четко расставляет приоритеты и ясно высказывает свою позицию, поэтому услышать мнение президента было бы более чем полезно. Через «АиФ» мы с братом приглашаем его и надеемся, что эта газета попадет в руки президента и он придет к нам на шоу.
- Почему из всех проектов вы решили подарить вторую жизнь шоу «К.У.К.Л.А.»?
- Конечно, было из чего выбрать. Но мы понимали, что повторить шоу всем было бы интересно, проект запоминающийся и интересный. Главное - что костяк этого шоу за 3 года не исчез бесследно. Восстановить этот проект было хотя и проблематично, но возможно. Поэтому мы решили его привезти. Плюс удачный клип с группой «Дискотека Авария» дал возможность напомнить зрителям о проекте. Мы постоянно получали просьбы еще раз показать это шоу.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть