1625

Что почитать: новинка весны «Исповедь литературоведа»

Ксения Соснина / АиФ
Ксения Соснина

В конце марта у культуролога и автора блога об искусстве Николая ЖАРИНОВА вышла дебютная книга «Исповедь литературоведа». Качественные видео на YouTube-канале автора привлекают сотни тысяч почитателей, а справится ли с этой задачей книга? Разбирается журналистка Ксения СОСНИНА.

В видеоблоге «Творческий альманах Artifex» Николай превращает каждую историю о мировом шедевре – будь то картина или литературное произведение – в эффектный мини-спектакль, после которого хочется бежать в галерею, книжную лавку, оперу, да куда угодно! Лишь бы воспользоваться огромной дозой вдохновения от рассказов ведущего.

Также Николай является культурологом, филологом, журналистом и экскурсоводом. Полное название его дебютной книги – «Исповедь литературоведа. Как понимать книги от Достоевского до Кинга». Настоящая приманка для книжного любителя.

Сюжет

Стоит оговориться, что надпись на обложке вводит читателя в заблуждение: эта книга – не руководство по правильной трактовке смысла произведений. За литературоведческими анализами следует обращаться к работам Бахтина, Лотмана, Дунаева и Набокова, о чем и предупреждает аннотация. «Исповедь литературоведа» – это, в первую очередь, собеседник под обложкой, вместе с которым приятно размышлять о книгах и жизни в целом.

В «Исповеди» нет стандартных завязки, кульминации и развязки. Каждая из пяти глав рассказывает несколько историй, которые произошли с автором или были переосмыслены им благодаря книгам. Николай так и пишет: «Моя жизнь – набор бессвязных событий, пропущенных через призму литературного текста». В одной главе автор видит дьявола в подлеце с помощью Достоевского, в другой ищет приключения на свою голову из-за Кинга, в третьей выносит урок добродетели благодаря роману Гюго... Истории перемежаются отрывками из великих произведений и рассуждениями Николая на темы любви и одиночества, таланта и бездарности, патриотизма и космополитизма.

Время от времени авторская мысль так стремительно скачет, что за ней сложно поспеть, а некоторые темы можно было бы «дожать» сильнее. И редактура не без греха: в тексте встречаются несколько опечаток и штампов вроде «тучи были свинцовыми». Но, увлекшись чтением, эти мелочи можно даже не заметить.

 

Стоит отметить визуальное исполнение книги: текст выглядит так, будто отпечатан на машинке, а черно-белые карандашные иллюстрации Давида Багдасаряна превращают повествование в киноленту жанра «нуар». Значок «18+» стоит на обложке, вероятно, из-за употребления матерного слова на одной странице. Но оно там к месту, правда.

Впечатления

«Исповедь» можно прочитать за один вечер. Нет, не так – можно провести один вечер в компании интеллигентного гостя из Москвы, который не притронется к чаю, но расскажет много вдохновенных историй о роли книг в его жизни. Да, иногда он будет внезапно менять тему, но что поделать: с дороги хочется поделиться всем и сразу.   

Цитата:
«Настоящая книга – это ведь живой организм. Она живёт и развивается во времени, и в разном возрасте на одни и те же слова смотришь по-разному»

Удивительно, но с Николаем можно не сойтись во мнениях по какому-либо вопросу и все равно расстаться единомышленниками.

Ведь большинство любителей книг видят окружающий мир сквозь прочитанные строчки. Поэтому с автором легко «проживать» его истории и вспоминать свои.

«Исповеди литературоведа» удаются роли и собеседника, и приятеля на эдакой книжной вечеринке. Произведение Николая подведет вас к произведению-«незнакомцу», представит друг другу и тактично удалится.

Не это ли показатель хорошего сборника книжных историй?

Близкие по духу 

«Саморазвитие по Толстому. Жизненные уроки из 11 произведений русских классиков», Вив Гроскоп. 

 

«Бесы. Приключения русской литературы и людей, которые ее читают», Элиф Батуман.

 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно