Французский актер Жерар Депардье продал на аукционе 250 работ из своей коллекции, среди которых была скульптура уроженца Витебска Осипа Цадкина «Стоящая на коленях женщина». В ходе торгов цена поднялась в несколько раз выше стартовой стоимости.
Имя Осипа Цадкина (род. 1888 г.), скульптора-авангардиста, одного из ярчайших представителей парижской школы, появилось в белорусской культурной среде не так давно. Его называют французским скульптором: в Париже он провел большую часть жизни и был похоронен в 1967 г. на кладбище Монпарнас. Однако родился Осип (Иосель) в Витебске, где и получил первоначальное образование в городском четырехклассном училище, в котором два года его одноклассником был Марк Шагал.
По решению отца в 1905 г. Осип отправился в Англию к родственникам матери. В Сандерленде Цадкин учился в пансионе, а по вечерам посещал уроки лепки.
Через год он поступил на работу в столярную мастерскую в Лондоне. Осип посещал вечерние курсы в Политехнической школе, изучал резьбу по дереву в Школе искусств и ремесел. Летние месяцы он проводил в Витебске.
Скульптурный импрессионизм
В 1909 г. Цадкин переехал в Париж и поступил в Национальную высшую школу изящных искусств, однако спустя полгода разочаровался в методах преподавания и бросил учебу. На его творчество повлияла другая «школа»: Цадкин переехал в квартиру-студию в знаменитом «Улье» на Монпарнасе, где жил по соседству с Пикассо, Шагалом, Сутиным, Леже и другими представителями художественной богемы, создававшей в те годы основы современного искусства. Стиль его работ в тот период можно назвать скульптурным импрессионизмом.
Через год Цадкин впервые представил свои скульптуры на «Осеннем салоне» и «Салоне независимых». Работы молодого скульптора уже тогда вызывали интерес.
Во время Первой мировой войны Цадкин вступил добровольцем во французскую армию, служил санитаром в полевом госпитале. Пережив газовую атаку, художник тяжело заболел и в 1917 г. был демобилизован. «Больной, раздавленный морально и физически», он возвратился в Париж, где с друзьями организовал выставку, имевшую большой резонанс в художественной среде. Цадкин представил 25 рисунков на военную тему. Но все же его стихией оставалась скульптура.
Триумф скульптора
В 1920 г. в Брюсселе состоялась первая персональная выставка Цадкина, за ней последовали и другие, которые принесли скульптору международное признание.
В годы Второй мировой войны из-за угрозы депортации в лагерь смерти Цадкин был вынужден эмигрировать в США. Конец 1940-1960 гг. – пик творчества художника, в этот период состоялось более ста выставок Осипа Цадкина. Его визитной карточкой стала работа «Разрушенный город» (1953 г.) - памятник разрушенному Роттердаму в Нидерландах.
Цадкин был удостоен многих престижных наград и премий: Гран-при в области скульптуры на Венецианской биеннале (1950 г.), Национальной премии Франции в области искусства (1960 г.), ордена Почетного легиона (1966 г.).
В парижской мастерской скульптора открыт музей. Его работы представлены во многих музейных и частных мировых коллекциях.
В Беларуси работы Цадкина можно увидеть в галерее «Арт-Беларусь» (Минск, ул. Козлова, 3). Скульптура «Носитель даров» установлена в столичном сквере на улице Притыцкого, 60/2. В центре композиции - человек, держащий корабль. Это отсылка к фамильному делу предков автора - судостроению.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть