Леонид Гайдай — режиссер по всем меркам выдающийся. Три его фильма — «Операция „Ы“», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» — входят в десятку самых кассовых лент советского кино и занимают три первые строчки в списке самых цитируемых работ советских кинематографистов. Не говоря уже о том, что именно комедии Гайдая регулярно повторяют по отечественному телевидению, особенно под Новый год. И они с неизменным постоянством показывают хорошие рейтинги, уступая лишь чисто новогодней «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. В общем, по нынешним временам Гайдай был хитмейкером, регулярно поставлявшим хиты на экраны кинотеатров СССР.
Но «Бриллиантовая рука» в его фильмографии стоит особняком. Казалось, после успеха «Операции „Ы“» и «Кавказской пленницы» следовало продолжать разрабатывать столь плодородную тему. Написать, например, сценарий про «новейшие» приключения Шурика в исполнении Александра Демьяненко, активнее использовать полюбившуюся зрителям комическую троицу, состоявшую из Труса, Балбеса и Бывалого (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов), — и почивать на лаврах. Но Гайдай был человеком другого склада характера. Биограф и журналист Федор Раззыков писал, что после «Кавказской пленницы» режиссер собирался свернуть с комедийной стези — подавал заявку на экранизацию «Бега» Булгакова и «12 стульев» Ильфа и Петрова, но получил отказ. «Стулья» он потом все-таки снимет, а вот с «Бегом» не сложилось — Гайдаю «пришлось» снимать фильм по другому произведению Булгакова, пьесе «Иван Васильевич». Но до этого было далеко, и вынужденную паузу он заполнил «Бриллиантовой рукой», сценарий к которой написал со своими соавторами по предыдущим фильмам Морисом Слободским и Яковом Костюковским.
Как ни странно, эта работа тоже пробивалась через худсоветы и чиновников от Госкино с трудом — от подачи заявки до утверждения прошло около 10 месяцев. Впрочем, в итоге все закончилось хорошо — за 1968 год Гайдай подобрал актеров и снял все эпизоды в павильонах «Мосфильма» и на натуре — в Подмосковье, Сочи, Туапсе и Баку. Премьера «Бриллиантовой руки» состоялась 28 апреля 1969 года, вскоре картина появилась и в прокате — и стала безусловным лидером с 76,7 млн зрителей. Любопытно, что поначалу фильм и Гайдая пресса ругала, но со временем тон заметок стал более доброжелательным. И, к сожалению, после этой работы трио Гайдая-Слободского-Костюковского распалось. Но напоследок они оставили нам загадку, ее не заметили рецензенты в 1969 году, а сейчас ее разрешить практически невозможно.
Ключевая фигура «Бриллиантовой руки»
С большинством персонажей фильма и их мотивацией в целом все понятно — хотя, например, худсовету очень не нравилась управдом Плющ (роль Нонны Мордюковой). Так, Семен Семенович Горбунков (Никулин) — это человек, который в юности воевал на Великой Отечественной, но остался скромным, слегка рассеянным и очень добрым человеком. Но есть в фильме один персонаж, который вызывал споры и на стадии утверждения сценария, и после — это Шеф, глава всего преступного картеля контрабандистов. На эту роль пробовались Павел Шпрингфельд (позже он сыграл гардеробщика в «Джентльменах удачи») и Борис Рунге (пассажир с чемоданами из «Берегись автомобиля»). В итоге эту крошечную, но важную роль получил Николай Романов, актер непростой судьбы, который начинал в 1920-е, но отсидел в тюрьме, сломавшей ему всю карьеру. Шеф появляется лишь в нескольких эпизодах — когда находит самолично зарытый клад, когда отмечает полученную премию и обещает купить «Москвич», и в самом конце, когда зрителям наконец-то становится понятно, кто есть кто. В итоге именно этот персонаж и породил ту самую главную загадку фильма.
Загадка «Бриллиантовой руки»
Дело в том, что действия контрабандистов в лице Шефа и двух его подручных — Лелика (Анатолий Папанов) и Геши (Андрей Миронов) — выглядят не слишком логично. Эти преступники зачем-то привозят в СССР ценности, которые затем легализуют, но в сильно усеченном виде — тем, кто нашел клад, по закону полагалось лишь 25% его стоимости. В советское время об этом, пожалуй, мало кто задумывался, воспринимая «Бриллиантовую руку» как еще один фильм известного комедиографа с замечательными актерами. И лишь после перехода к капиталистическому образу жизни оказалось, что экономика этого процесса движения кладов из заграницы в Советский Союз выглядит нелепо.
Сам Гайдай, как и его соавторы по сценарию, никогда эту неувязку не комментировали. Но любознательные поклонники советского кино придумали множество версий, объясняющих, что же нам показали в «Бриллиантовой руке».
Версия 1. Все так и было
Шеф и его команда живут на широкую ногу — запирают свои квартиры на кучу различных замков (сценку потом позаимствовали создатели мультфильма про капитана Врунгеля), пьют шампанское по утрам и ездят по заграницам, как к себе домой. В принципе, такие люди в СССР водились — например, за несколько лет до «Бриллиантовой руки» был расстрелян валютчик Рокотов, через которого прошло валюты и золотых монет на 12 млн руб., что по советским временам было очень значительной суммой. Соответственно, перед этими советскими подпольными миллионерами стояла задача как-то легализовать хотя бы часть своих богатств — даже путем такой странной операции с вывозом валюты за рубеж, покупкой там драгоценностей и «нахождением» клада, премию от которого можно потратить, допустим, на автомобиль, избежав упреков в «нетрудовых доходах».
Впрочем, и сам ввоз золота в СССР мог приносить серьезную прибыль — этим, правда, занимался не мифический и слегка карикатурный Шеф, а обычные студенты из Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. По данным «Экспресс-газеты», это была очень серьезная организация, в которой состояли, например, и таможенники — без них вся схема вряд ли сработала бы. К тому же золото тогда лишь дорожало; чуть позже событий фильма, в начале 1970-х, это приведет к отказу от золотого стандарта, так что вложения в этот металл были надежнее хранения пачек долларов, фунтов, франков или советских рублей.
К этой версии, которая объясняет события фильма простой жаждой наживы и сохранения незаконных богатств, примыкает чистая конспирология. Шеф мог быть агентом западных разведок, который действовал, скорее всего, из корыстных побуждений — и ему требовалось платить, причем не в валюте (вспомним Рокотова), а именно в рублях. Впрочем, этой версией сложно обосновать слишком навязчивое желание Шефа все-таки заполучить драгоценности, которые попали в чужие руки, — любой шпион должен понимать, что бесплодные попытки наверняка привлекут внимание правоохранительных органов. И не милиции, как в фильме, а КГБ, которое шутить не будет.
Версия 2. А было это так
На самом деле искать какое-то двойное дно в «Бриллиантовой руке» — занятие, в общем-то, пустое. Истину действительно установить очень сложно за давностью лет, нелогичность сюжета могла быть вызвана и кинематографическими причинами, ведь известно, что худсовет заставил Гайдая кое-что сократить из уже отснятого материала, а что-то режиссер выкинул сам при монтаже.
Ну и самое главное. Когда Гайдай после серии отказов искал сюжет для новой картины, он и его соавторы-сценаристы взяли за основу новость из заграничной жизни, где как раз речь шла о перевозе золота через границу в загипсованной руке. В те времена никакого Шенгена еще не было, между европейскими государствами существовали настоящие границы с пограничниками и собаками, и такой способ, в принципе, мог использоваться настоящими, а не киношными контрабандистами. История не сохранила данных о том, откуда и куда везли ту контрабанду из заметки в «Правде», но примерно в те годы президент де Голль во Франции боролся с засильем доллара и требовал у США выдать ему золото, а цена на желтый металл серьезно зависела от страны. Этой курсовой разницей, кстати, позже воспользовались СССР и ЮАР, которые продавали свои золотые слитки и монеты через швейцарские банки по цене, значительно превосходящей официальные 35 долларов за тройскую унцию. У СССР этим занимался насквозь государственный Wozkhod Handelsbank, а слитки на продажу возили в пассажирских самолетах, раскладывая тонны ценного металла под креслами, в которых сидели обычные люди.
Ну а соавторы сценария «Бриллиантовой руки» просто воспользовались неполной информацией, перенеся иностранную историю в Советский Союз без серьезной адаптации — и превратив ее в нечто загадочное и даже фантастическое.
Впрочем, фильму этот своеобразный гротеск пошел только на пользу.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть