После того, как Павел Санаев написал книгу «Похороните меня за плинтусом», многие на жизнь его деда Всеволода Санаева, и особенно на его супругу Лидию, которую в кино ярко сыграла Светлана Крючкова, стали смотреть совсем иначе. Кто-то говорил, что супруга именитого актера была лишком властной, а муж ее, наоборот, - безвольным, но мало кто знал, что причиной такого поведения Лидии и Всеволода стали трагедия и невосполнимая утрата.
С галерки на сцену
Санаев появился на свет 25 февраля 1912 года в рабочей семье в Туле, в семье мастера по изготовлению гармоней. Его мать родила 12 детей, но выжили из них не все. За всеми ребятишками отец и мать уследить не могли, поэтому успехов в учебе не требовали. Сева с горем пополам окончил 6 классов и отправился работать на Тульскую гармонную фабрику. Но однажды мальчишка попал в театр, где давали «Дядю Ваню». Он сидел завороженный и мечтал сам оказаться на сцене.
Он решил, что сразу, конечно, актера из него не получится, поэтому пошел обходным путем: устроился рабочим сцены в Тульский драмтеатр. Колоритного мальчишку приметил творческий состав и несколько раз даже ставил его на сцену, пусть и всего лишь в роли «кушать подано». Так бы и трудился Санаев за сценой, изредка попадая под софиты, если бы не один актер театра. Он подошел к Всеволоду и сказал: «Мальчик, тебе надо учиться!».
Санаев решил действовать, собрался и уехал в Москву, хотя родители были против того, чтобы сын отправлялся в другой город, да еще и шел учиться на актера. Сразу поступить в институт не удалось, пришлось поучиться на рабфаке, потом посещать театральный техникум, и только после этого Санаева приняли в ГИТИС, а после выпуска взяли сразу во МХАТ. А там уже Всеволода приметили и кинорежиссеры. Он появился в эпизоде картины «Волга-Волга», а заметил и полюбил зритель Санаева после выхода на экраны фильма «Оптимистическая трагедия».
Дальше фильмография Санаева шла по восходящей: «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Любимая девушка». В последнюю картину на главную роль актера позвал сам Иван Пырьев.
Гиперопека и страх преследования
Как-то, будучи на гастролях с МХАТом в Киеве, Санаев случайно познакомился с юной Лидией Гончаренко, которая тогда училась в институте и подрабатывала в киевской прокуратуре. Девушка была настолько хороша, что Санаев сделал все, чтобы покорить ее сердце. Вскоре Лидия уже перебралась к нему из Киева в Москву в маленькую коммунальную комнатку, где на свет появился их сын Алексей.
Но вскоре грянула война. Санаев был на съемках, а супруга с малышом уехала в эвакуацию в Алма-Ату. К сожалению, мальчик подхватил вирус, который победить не смог. Лидия, оставшись одна, отправилась к мужу. Они осели в Борисоглебске, затем переехали в Куйбышев, где родилась их дочка Елена Санаева, будущая актриса и супруга Ролана Быкова.
После того как Лидия потеряла сына, она стала очень мнительной, в ней проснулась гиперопека по отношению к дочке. Но даже это не помогло: Леночка была очень непоседливым ребенком и однажды, съев что-то прямо с земли, заболела гепатитом. Многие говорили, что она в тот период постарела на 10 лет. Она не спала, не ела, не отдыхала, ухаживая за дочерью. Леночка поправилась. Но вдруг стало плохо Всеволоду. У него произошел инфаркт. Снова бессонные ночи, стресс. Часто, когда Леночка засыпала, а муж был еще в больнице, Лидия выходила на общую кухню пообщаться с соседями. Однажды на таких посиделках она сказала что-то неосторожное в адрес властей. Добрые соседи тут же написали кляузу. В комнату Санаевых нагрянула проверка. С тех пор у супруги актера появился страх преследования. На помощь внезапно пришел Сергей Михалков, он нашел врача и устроил Лидию к нему в клинику на лечение. Но оно не сильно помогало — депрессивные состояния Лидии сильно мешали жить ее семье.
В горе и в радости
Тогда Санаеву пришлось отойти от ролей в театре и всё своё рабочее время посвящать кино — гонорары там были выше. Для него на тот момент это было важнее, потому что приходилось возить жену по врачам, покупать лекарства, а Леночке требовался присмотр, пришлось нанять няню. Говорят, однажды именитый актер завел серьезный разговор с Всеволодом, он сказал ему: «Почему ты бросаешь театр? Зачем тебе большая жена? Брось её, а театр оставь себе». Но Санаев на это лишь покачал головой.
Санаев любил жену, терпел все ее перепады настроения, старался приободрить, но однажды его терпение лопнуло, и он заявил своей матери, что хочет уйти от супруги. Но мама, на удивление, запретила сыну это делать, сказав, что в их семье так не принято, если уж женился, то живи с женой и в горе, и в радости. Тогда Всеволод стал еще больше помогать жене, старался разнообразить ее досуг, водил на новые постановки, гулял с ней, даже готовил для нее. Когда на свет появился внук Павел, гиперопека Лидии перекинулась на него. О том, как жилось в семье прославленного актера, уже взрослый Паша потом написал книгу «Похороните меня за плинтусом».
К сожалению, с каждым годом Лидии становилось все хуже, дочь и супруг ухаживали за ней до последнего момента. Ее не стало в 1995-м году, а спустя 10 месяцев умер и Всеволод. Говорят, он не смог смириться с утратой любимой супруги и быстро угас без нее.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть