480

Вертикальный взлет. Почему «Девушка с гитарой» подпортила Гурченко карьеру

"Аргументы и факты" в Беларуси № 49. СОЛЬный номер 05/12/2023
Кадр из фильма

65 лет назад на экраны вышел фильм «Девушка с гитарой» режиссера Александра Файнциммера.

Весёлая музыкальная комедия с акцентом на дружбе народов, съехавшихся в столицу СССР по случаю VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, была заказана сверху - тогдашним министром культуры СССР Николаем Михайловым. Сценаристы Борис Ласкин и Владимир Поляков придумали историю о «звезде торговой сети» Тане Федосовой, которой стало тесно за прилавком нотного отдела крупного столичного музыкального магазина, где вокруг неё водят хороводы влюблённые иностранные студенты.

НУ И НУ!
Съёмки ленты начались ещё до фестиваля, но основная работа закипела с его открытием. Корректировки в сценарий вносились на ходу — в зависимости от того, какую делегацию удавалось пригласить на «Мосфильм». Так, в фильм попала скиффл-группа The City Ramblers из Великобритании — музыканты, стоявшие у истоков жанра. Песня Dr. Jazz, исполненная ими в фильме, стала единственной видеозаписью их выступления.

Для работы над картиной был выбран режиссёр Александр Файнциммер, не имевший никакого опыта в комедии, что стало неожиданностью для всех. На роль главной героини Тани Федосовой сразу утвердили Людмилу Гурченко – сценарий писался специально для нее. На актрису, которая незадолго до этого блистательно сыграла главную роль в картине «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, возлагали большие надежды. К сожалению, повторить успех новогодней комедии не удалось, хотя лента заняла 10-е место в рейтинге посещаемости по итогам года, собрав у экранов больше 30 млн зрителей.

"Девушка с гитарой". Фото: Кадр из фильма

В пух и прах

Официальная критика разгромила «Девушку с гитарой» в пух и прах, обвинив исполнительницу главной роли в дурновкусии и самоповторении. Статьи об этом фильме выходили под такими заголовками: «Еще одна девушка», «К легкому жанру по… легкому пути», «Опасный крен» и т. п. О своем визите к министру культуры Гурченко вспоминала с содроганием: «Появляются сразу оба – и министр, и зам. И сразу в атаку. Да в какую! Что, мол, я себе позволяю? Такое позорище! Танцы, вертлявые западные штучки-дрючки. И это наша комсомолка!.. С лица земли сотрём! Имени такого не будет!» – это слова министра… То было жестокое время. И то был настоящий приговор».

За самой Гурченко после этой картины закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевально-песенного жанра.

Фото: Кадр из фильма

В чем же была причина негативной реакции чиновников от культуры и травли в прессе? Конечно, все не случайно. Людмила Гурченко позже рассказывала в интервью, что ей поступило предложение о сотрудничестве: мол, во время Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве будет много иностранных гостей, и очень интересно было бы знать, чем студенты из разных стран занимаются, о чем говорят… Но Людмила Гурченко отказалась, и это, по словам актрисы, ей позже аукнулось.

Формальным же поводом порицания Гурченко стало ее участие в актерских «халтурах». Дело в том, что звездный статус актрисы после «Карнавальной ночи» никак не повлиял на ее материальное положение – гонорары были стандартными, и успехи в прокате или популярность актера при начислении никак не учитывались. Поэтому знаменитость ездила по всей стране с концертами, выступая на заводах, шахтах, фабриках, активно участвовала в проведении творческих вечеров. В итоге актрису обвинили в «капиталистическом подходе к искусству» и получении «нетрудовых доходов».

С вершины – бах!

Сама актриса рассказывала об этом периоде так: «И у меня случился вертикальный взлет… Вертикальный, сразу! Вчера студенточка, сегодня актриса, которую знает вся страна. И потом оттуда, с вершины, – бах, и вдребезги! И вот представьте, съемки кончились, и я в своем пальтишке езжу на троллейбусе в институт. Живу как обычный человек. И при этом получаю пачки писем, мешки! И каждый день у меня – по три-четыре выступления где-нибудь, и все бесплатно. А с деньгами трудно, поскольку  меня, как снимающегося сту­дента, лишили стипендии, такие были правила. И тут выходит статья «Чечётка налево»! Мол, зазнавшаяся звезда халтурит. А какая халтура – я на концертах выкладывалась: училась чувствовать зал. И началось. Харьков от меня открестился: «Позорит наш город!» На улицах швыряли камни – всё было. (…) После вертикального взлета началось крутое пике – вниз. Однажды я вышла на сцену (потому что по инерции меня еще приглашали, хотя все меньше и меньше), исполнила песню из фильма. В зале гробовая тишина. Потом кто-то засвистел… Я сказала: «Извините!» – и ушла под стук собственных каблуков. Я всю жизнь это буду помнить!»

Музыкальная часть

У песен из фильма «Девушка с гитарой» тоже судьба не сложилась: к сожалению, в народ они не ушли и не стали хитами. Когда сегодня их переслушиваешь, в это сложно поверить.

Музыку к дюжине композиций для фильма «Девушка с гитарой» написали Аркадий Островский и Юрий Саульский. Тексты создали Николай Доризо, Лев Ошанин, Борис Ласкин, Владимир Поляков и Виктор Драгунский. В кадре пела не только Людмила Гурченко, но и актер Владимир Гусев, сыгравший композитора Корзикова, а также Михаил Жаров, создавший в картине образ директора магазина, который все время боится, что его продавщицу позовут замуж и она уволится. В его песенке есть следующие слова: «В музыкальном магазине я служу, радость жизни в этом деле нахожу».

Говорят, самой запоминающейся и полюбившейся зрителям стала легкая песенка «Люся, Люся, я боюся», которую спел влюбленный в Таню Федосову Корзиков.

Фото: Кадр из фильма

КСТАТИ

Юрий Никулин, для которого этот фильм был дебютом в кино, исполнил свою роль незадачливого пиротехника так ярко, что на начинающего актёра сразу же обратили внимание как зрители, так и режиссёры, от которых стали поступать предложения сняться в их картинах.

Оставить комментарий (0)